Статья: Модель процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельности

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Название: Модель процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельности
Раздел: психология, педагогика

Модель процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре

А.Б. Шарафеева, О.И. Загревский

Представлена модель процесса формирования профессиональной компетентности в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре. Проектирование модели осуществлялось на основе системного анализа структуры, со-держания и процесса функционирования физкультурно-рекреационной деятельности будущих бакалавров по физической культуре. Практическая ценность такой модели видится нам в адекватности и полноте отражения основных требований, предъявляемых к современному специалисту (бакалавру) по ФК в части его рекреационной компетентности.

Образование, профессионализм и здоровый стиль жизни в XXI в., видимо, будут доминировать в числе важных факторов обеспечения достижений в социаль-но значимых видах деятельности, в жизни каждого че-ловека [1. С. 47]. В настоящее время, когда главной задачей высшего профессионального образования ста-новится реализация потребностей личности и общества в профессиональном, личностном, культурном разви-тии и формировании конкурентоспособного специали-ста на современном рынке труда, от высшей школы требуется улучшение качества подготовки и более бы-строе реагирование на нужды общества. В связи с этим необходимы существенные преобразования качества высшего профессионального образования.

Эти преобразования, как нам видится, должны кос-нуться структуры, принципов, организации, содержа-ния, форм и методов учебного процесса. Поэтому обу-чение в университете должно предполагать не только передачу общепрофессиональных знаний, но и форми-рование уже на этом этапе специальных профессио-нальных компетенций, которые необходимы будущим специалистам в их последующей профессиональной деятельности.

В последнее десятилетие в значительной мере воз-росла заинтересованность многих людей в собственном здоровье, причем не только физическом, но и психиче-ском. Наблюдается активный поиск наиболее эффек-тивных форм и методов укрепления здоровья средст-вами физической культуры, в частности двигательной рекреации, т.е. использования различных традицион-ных и нетрадиционных физических упражнений с це-лью получения удовольствия от двигательной активно-сти в интересах здоровья человека.

Возникает противоречие между потребностью раз-вивающегося общества в специалисте по физической культуре, владеющем профессиональной компетентно-стью в рекреационной деятельности, умеющем ставить и решать профессиональные задачи в рекреационной деятельности, и возможностями системы высшего пе-дагогического образования подготовить такого специа-листа, отсутствием в вузах научно обоснованной тех-нологии формирования названной компетенции.

Для решения данной проблемы нами предпринята попытка моделирования процесса формирования про-фессиональной компетентности в рекреационной дея-тельности будущих специалистов (бакалавров) по фи-зической культуре (ФК). Модель разрабатывалась как совокупность определенных компонентов и в обоб-щенном виде представлена на рис. 1.

Структурно модель представлена тремя укрупнен-ными блоками: мотивационно-целевой, содержательно-организационный и оценочно-результативный.

Моделирование создает возможность более глубо-кого проникновения в сущность объекта исследования. Специфическими особенностями моделирования как метода являются: целостность изучения процесса (можно увидеть не только элементы, но и связи между ними); возможность изучения процесса до его осуще-ствления (возможность выявить отрицательные по-следствия и ликвидировать или ослабить их до реаль-ного проявления) [2. С. 22].

Проектирование модели осуществлялось на основе системного анализа структуры, содержания и процесса функционирования физкультурно-рекреационной дея-тельности будущих специалистов (бакалавров) по ФК. Практическая ценность такой модели видится нам в адекватности и полноте отражения основных требова-ний, предъявляемых к современному специалисту (ба-калавру) по ФК в части его рекреационной компетент-ности.

При разработке модели мы, прежде всего, руковод-ствовались следующим:

– квалификационными требованиями к современ-ному бакалавру в области ФК, обусловленными соци-альным заказом;

– содержанием Федерального государственного об-разовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 «Фи-зическая культура»;

– образовательным стандартом национально-регионального (вузовского) компонента и учебным планом по направлению подготовки 034300 «Физиче-ская культура».

Системный подход при построении данной модели обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, способствуя тем самым его оптимизации, и позволяет рассматривать процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в области физиче-ской культуры и спорта как единую систему с много-образными внутренними преемственными связями.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определя-ются высшим учебным заведением совместно с обу-чающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работо-дателей.

В требованиях Государственного образовательного стандарта определено, что бакалавр по направлению 172 подготовки 034300 «Физическая культура» должен обладать профессиональными компетенциями в рек-реационной деятельности и решать следующие про-фессиональные задачи:

– привлекать население к рекреационной деятель-ности как фактору здорового образа жизни;

– реализовывать программы, режимы занятий по двигательной рекреации населения на региональном и местном уровнях в соответствии с потребностями на-селения;

– подбирать адекватные поставленным задачам средства, методы и формы рекреационной деятельно-сти по циклам занятий различной продолжительности;

– обеспечивать уровень двигательной активности, соответствующий состоянию и потребностям зани-мающихся;

– способствовать осознанному использованию средств физической культуры как средства восстанов-ления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни [3].

Компетентностный подход к профессиональной под-готовке специалистов в высшей школе, как представля-ется, заметно облегчит профессиональную и социаль-ную адаптацию выпускника к рынку труда. Перед со-временной высшей школой стоит задача подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных спе-циалистов, готовых к работе в условиях рыночной эко-номики. Профессиональное образование призвано зало-жить основы профессиональной конкурентоспособности человека на рынке труда, рынке специалистов, основы его профессиональной и социальной мобильности [4].

При этом товаром становится способность личности удовлетворять потребности рынка труда в определен-ных компетенциях, необходимых для данного вида деятельности. На рынке труда специалисты, по сути, продают готовность к профессиональной деятельности, конкурируя между собой за рабочие места. Что же ка-сается требований, предъявляемых к выпускнику при приеме на работу, то они стали более жесткими: рабо-тодатели ожидают специалистов, уже готовых к вы-полнению профессиональных обязанностей. Поэтому система высшего профессионального образования при-звана обеспечить условия для подготовки специалистов новой формации. Для них установка на саморазвитие и профессиональная компетентность, т.е. владение про-фессиональными компетенциями, выступают приори-тетными жизненными стратегиями.

Для выполнения своих функциональных обязанно-стей специалист (бакалавр) по ФК должен обладать оп-ределенными умениями, знаниями, навыками, личност-ными качествами и нравственными ценностями, боль-шинство из которых он приобретает в процессе подго-товки к своей будущей профессиональной деятельности. Иными словами, специалист (бакалавр) по ФК должен обладать определенным уровнем компетентности, кото-рый позволит ему эффективно осуществлять свою дея-тельность, поэтому в процессе организации процесса профессиональной подготовки бакалавра по ФК мы ис-пользовали компетентностный подход.

Как известно, системообразующей характеристикой любой деятельности является ее цель. Основная цель профессиональной подготовки бакалавров по ФК в рекреационной деятельности – формирование профес-сиональной компетентности в области рекреационной деятельности студентов ФФК, обучающихся по на-правлению подготовки 034300 «Физическая культура». Достижению этой цели подчинены все компоненты модели процесса формирования профессиональной компетентности в области рекреационной деятельности будущих бакалавров по ФК.

На достижение цели направлено решение задач по формированию профессиональной компетентности в рек-реационной деятельности будущих бакалавров по ФК:

– формирование системы знаний о способах и фор-мах физической рекреации, ее влиянии на участников физкультурно-рекреационной деятельности и способах повышения эффективности физкультурно-рекреацион-ной деятельности;

– формирование умений эффективного общения между участниками физкультурно-рекреационной дея-тельности;

– формирование навыков перспективного планиро-вания стратегических, тактических, оперативных задач, связанных с организацией активного отдыха разных групп населения; построения содержания физкультур-но-рекреационной деятельности;

– формирование готовности к реализации физкуль-турно-рекреационных технологий.

Концепция педагогической технологии формирова-ния у будущих бакалавров по ФК профессиональной компетентности в области рекреационной деятельности разрабатывалась нами с опорой на общедидактические принципы: принцип гуманитаризации и гуманизации, доступности и научности, принцип профессиональной направленности, принцип воспитывающего обучения, принцип наглядности, принцип индивидуального под-хода. Общедидактические принципы влияют на фор-мирование содержания обучения.

Для успешного функционирования модели были определены ведущие условия: организационные, пси-хологические, педагогические и методические.

Организационные условия функционирования модели:

1. Осуществление постоянной взаимосвязи с обра-зовательным комплексом с целью совершенствования профессиональной подготовки бакалавров по направ-лению подготовки 034300 «Физическая культура».

2. Гибкое реагирование на изменяющиеся требова-ния к бакалаврам по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» со стороны социума (отслежи-вание социального заказа).

3. Разработка и совершенствование образовательно-го стандарта национально-регионального (вузовского) компонента, учебного плана по направлению подго-товки 034300 «Физическая культура» в соответствии с изменяющимися требованиями к специалистам данно-го профиля.

4. Разработка и внедрение элективных курсов, на-правленных на знакомство студентов с физкультурно-рекреационными технологиями и формирование про-фессиональных умений их реализации.

Таким образом, организационные условия функ-ционирования модели должны способствовать направ-173 174 ленности всех элементов, а также всех субъектов учеб-но-воспитательного процесса на формирование у бу-дущих бакалавров по ФК знаний, умений и навыков в области физкультурно-рекреационной деятельности.

Во вторую группу вошли психологические усло-вия, способствующие формированию у студентов:

– готовности реализовывать физкультурно-рекреа-ционные технологии;

– мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности в части ее рекреаци-онной составляющей;

– активной жизненной позиции;

– профессионально значимых личностных качеств.

Методические условия нашей модели представлены системой дидактических средств – традиционных и инно-вационных. Большое внимание уделяется использованию информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. При этом формируется информационная куль-тура будущих специалистов, без которой невозможно сформировать специалиста нового типа в любой области, в том числе и в области физкультурной рекреации.

В совокупности методические условия должны обеспечивать:

– выбор форм, методов и средств обучения, позво-ляющих сформировать профессиональную мыследея-тельность будущих бакалавров по ФК;

– реализацию личностно-деятельностного, синерге-тического подхода в обучении;

– направленность учебно-воспитательного процесса на раскрытие, дальнейшее развитие и совершенствова-ние способностей и личностных качеств студентов.

Педагогические условия выражаются в практиче-ской реализации современных принципов организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающих:

1. Соотнесение содержания профессионального обучения с основными особенностями профессиональ-ной деятельности.

2. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации учебного про-цесса в вузе, создание условий для самостоятельной работы студентов.

3. Рациональное применение инновационных мето-дов и средств обучения на различных этапах профес-сиональной подготовки.

4. Соотнесение результатов подготовки специали-стов с требованиями социального заказа к качеству подготовки специалистов данного профиля.

5. Формирование у студентов знаний и умений, личностных качеств, необходимых для реализации физкультурно-рекреационных технологий [5].

Таким образом, лишь при комплексной практиче-ской реализации выделенных условий можно решить проблему подготовки бакалавра по ФК, компетентного в области физкультурной рекреации.

Содержательный компонент модели направлен на отбор и структурирование содержания учебного мате-риала, создание программного и учебно-методического обеспечения для подготовки будущих бакалавров по ФК к решению задач рекреационной деятельности и формирования специальных профессиональных компе-тенций: – гностических (обогащение собственных знаний о способах и формах физической рекреации, о ее влия-нии на участников рекреационной деятельности, о спо-собах повышения эффективности физкультурно-рекреационной деятельности); – коммуникативных (установление конструктивных взаимоотношений между участниками физкультурно-рекреационной деятельности, создание благоприятного микроклимата, мотивация положительного отношения разных групп населения к активному отдыху, органи-зация взаимодействия между различными физкультур-но-спортивными организациями); – конструктивных (отбор и композиционное по-строение содержания физкультурно-рекреационной деятельности, выбор конкретных видов и форм органи-зации активного отдыха для разных групп населения в зависимости от пола, возраста, места жительства, инте-ресов, состояния здоровья, способов и методов пропа-ганды физической культуры и активного отдыха); – проектировочных (перспективное планирование стратегических, тактических оперативных задач, свя-занных с организацией досуга школьников и проведе-нием внеклассной и внешкольной физкультурной рабо-ты, организацией активного отдыха разных групп насе-ления, организацией массовых физкультурно-спортив-ных мероприятий, а также определение способа реше-ния физкультурно-рекреационных задач);

– организаторских (непосредственная реализация физкультурно-рекреационных замыслов) [6].

Профессионально-ориентированная педагогическая технология формирования профессиональной компе-тентности в области рекреационной деятельности бу-дущих бакалавров по ФК может быть определена как совокупность целей, подходов, принципов, функций, методов обучения, а также мониторинга сформирован-ности знаний, умений, навыков на основе выделенных критериев и показателей для достижения готовности будущих бакалавров по ФК к компетентному осущест-влению профессиональной деятельности с практиче-ским использованием сформированных компетенций в условиях современного рынка труда. Организационный компонент предусматривает ориен-тацию форм, методов и средств обучения на активное обучение, на освоение системы профессиональных цен-ностей студентами. Формы обучения: групповые, инди-видуальные, фронтальные, самостоятельная работа сту-дентов. Средства обучения: визуальные (зрительные) (с использованием полекционной системы презентаций, меловой технологии); аудиовизуальные (зрительно-слуховые), практические. Методы: репродуктивный, про-блемного изложения, эвристический, исследовательский. В качестве критериев и показателей сформирован-ности профессиональной компетентности в области рекреационной деятельности были выделены: мотива-ционно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, личностный.

В мотивационно-ценностный компонент вошли следующие критерии:

– сформированность профессионального мотива;

– понимание необходимости рекреационной дея-тельности;

– сформированность учебного мотива.

Когнитивный компонент представлен системой знаний о способах и формах физической рекреации, о ее влиянии на участников рекреационной деятельно-сти, о способах повышения эффективности физкуль-турно-рекреационной деятельности: – объем, системность знаний в области физкультур-ной рекреации; – устойчивость знаний; – сформированность познавательной активности.

Операционно-деятельностный компонент включает: – предметно-профессиональный компонент (го-товность к практическому применению полученных знаний); – коммуникативный компонент (способность уста-навливать контакт и осуществлять общение эффективно); – аналитико-рефлексивный компонент (способ-ность анализировать тренировочную деятельность за-нимающихся, вносить необходимые коррективы, соот-носить цели и результаты).

Личностный компонент представлен сформированно-стью профессионально значимых качеств личности, не-обходимых специалисту в рекреационной деятельности.

Следует отметить, что данные критериальные пока-затели не исчерпывают всего многообразия качествен-ных характеристик профессиональной компетентности будущего бакалавра по ФК, но в контексте проблема-тики нашего исследования являются наиболее значи-мыми.

Для анализа сформированности профессиональной компетентности в области рекреационной деятельности нами разработаны и обоснованы четыре уровня: низ-кий, допустимый, средний и высокий.

Для эффективной подготовки бакалавров по ФК в рассматриваемой нами области необходимо, чтобы каждая дисциплина, каждая форма работы со студентами была направлена на решение этой про-блемы. Лишь в этом случае можно достигнуть ко-нечного результата: сформированности у будущих специалистов (бакалавров) по ФК профессиональ-ной компетентности в области рекреационной дея-тельности.

Представленная модель рассматривается как эффек-тивный инструментарий организации процесса форми-рования профессиональной компетентности в области рекреационной деятельности будущих специалистов (бакалавров) по ФК. Модель носит открытый характер, постоянно развивается и при необходимости может пополниться новыми компонентами.

Список литературы

1. Железняк Ю.Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования = Training of Specialists in Physical Culture and Sports in System of Pedagogical Education // Теория и практика физ. культуры. 2002. № 5. С. 47–53. URL: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2002N5/p47-53.htm

2. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Стандарты и мониторинг. 2002. № 4. С. 22–26.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. № 121).

4. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентяб-ря. URL: http://www.eidos.ru.jornal/2005/0910-12.htm

5. Магин В.А. Модель системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных тех-нологий = Model of System of Professional Training of Specialists In Physical Culture and Sports On Basis of Innovational Technologies // Теория и практика физ. культуры. 2006. № 4. С. 13–17. URL: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006N4/p13-17.htm

6. Хазова С.А. Конкурентоспособность будущих специалистов по физической культуре и спорту // Интернет-журнал «Эйдос». 2009. 9 октября. URL: http://www.eidos.ru.jornal/2009/1009-2.htm