Статья: Формирование специальных двигательных навыков у студентов экспедиционных профессий

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Название: Формирование специальных двигательных навыков у студентов экспедиционных профессий
Раздел: психология, педагогика

Формирование специальных двигательных навыков у студентов экспедиционных профессий

А.Л. Соловьёва, Л.В. Капилевич

Показано, что включение в программу физического воспитания студентов экспедиционных и полевых профессий разработанных комплексов способствует формированию специальных двигательных навыков. В экспериментальной группе зафиксирован достоверно более высокий прирост результатов тестирования в сравнении с контролем. Выраженное преимущество отмечено в развитии ловкости, дисциплинированности, коллективизма и в формировании навыков по ориентированию на местности и в преодолении естественных препятствий. На основании полученных результатов можно заключить, что включение в программу по физическому воспитанию для студентов геолого-географического факультета разработанных комплексов будет способствовать формированию ряда общекультурных и профессиональных компетенций, значимых для будущей профессиональной деятельности.

Введение. Как было показано ранее, к студентам про-фессиональных групп, деятельность которых связана с экспедиционными и полевыми работами, предъявляются особые требования к развитию определенных двигатель-ных и личностных качеств, а также умений и навыков передвижения по пересеченной местности на лыжах и без, ориентирования на местности и преодоления естест-венных препятствий [1]. Выпускники, обладающие опти-мальным уровнем развития общей выносливости, силы, быстроты, ловкости, в условиях, связанных с большими физическими нагрузками и нервно-психическими напря-жениями, значительно превосходят по объективным по-казателям профессиональной работоспособности специа-листов с недостаточным уровнем их развития; у них го-раздо быстрее идет формирование других компетенций и более успешно формируются прикладные двигательные навыки. И, наконец, физически разносторонне подготов-ленные специалисты в меньшей степени подвержены воз-действию неблагоприятных и отрицательных факторов профессиональной деятельности [2–4].

Целью исследования была разработка комплексов специальных упражнений для формирования специ-альных двигательных навыков у студентов экспедици-онных профессий и оценка их эффективности.

Методы и организация исследования. В педагоги-ческом эксперименте участвовало 50 студентов, из них 23 девушки и 27 юношей, обучающихся на геолого-географическом факультете (возраст от 17 до 20 лет). Все обследуемые входили в основную медицинскую группу. Было сформировано две группы – контрольная (КГ, n = 25; 11 юношей и 14 девушек) и эксперимен-тальная (ЭГ, n = 25; 15 юношей и 10 девушек). Кон-трольная группа занималась по традиционной методике, а студенты экспериментальной группы во второй поло-вине каждого занятия выполняли разработанные нами комплексы специальных упражнений.

Для оценки двигательных качеств и умений студентов в передвижениях по различной местности в наблюдении была использована система тестов (табл. 1), основу кото-рой составили контрольные упражнения по оценке вы-носливости, силы, координации и умений в передвиже-нии и ориентировании по различной местности на лыжах и без. Предложенные нами тесты разработаны и апроби-рованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к степени их валидности и воспроизводимости [5].

Результаты и обсуждение. Для формирования про-фессиональных компетенций в области физической куль-туры у выпускников геолого-географических специально-стей мы разработали комплексы упражнений, развиваю-щие силу, выносливость и координацию студентов, а также умения и навыки в лыжном спорте, туризме и спортивном ориентировании. Было составлено 6 комплексов для осен-не-весеннего периода занятий и 5 комплексов на лыжах для зимнего периода занятий (см. табл. 1).

На каждом занятии должен выполняться опреде-ленный комплекс, который нужно проводить в конце основной части урока. Продолжительность выполнения комплекса составляет 15–20 мин.

Следующим этапом эксперимента стала оценка эффек-тивности предложенных комплексов развития профессио-нально значимых качеств. Для этого дважды – в начале и конце семестра – было проведено тестирование студентов обеих групп. Результаты представлены в табл. 2.

Если при первом тестировании различий между группами не было выявлено ни в одном тесте, то в кон-це семестра при повторном тестировании результаты всех тестов были достоверно лучше в эксперименталь-ной группе по сравнению с контрольной.

Анализ развития выносливости показывает, что не-смотря на ее низкий исходный уровень, к концу первого семестра прирост результатов наблюдается в обеих группах, однако величина прироста в ЭГ был достовер-но выше. Так, прирост результатов в ЭГ составляет 0, 42 мин, а в КГ – 0, 18 мин. В процентном соотношении прирост в ЭГ соответствует 6 против 3% в контроле.

Уровень силовых способностей повысился в наи-большей степени, в ЭГ – на 58%, а в КГ – всего на 19%. Прирост по абсолютным показателям в КГ значительно уступает (в 5 раз) приросту в ЭГ.

Для развития ловкости использовался комплекс с пре-одолением полосы препятствий, который наиболее под-ходит для будущих специалистов экспедиционных про-фессий. Разнообразие физических упражнений, входящих в преодоление полосы препятствий (бег, лазания, пере-ползания, ходьба по бревну и т. д.), выполняемых в раз-личных формах движения и темпе, способствует разви-тию ловкости и быстроты. В ЭГ результаты выполнения данного теста улучшились на 1, 3 мин (16 %), в КГ досто-верного прироста зафиксировано не было.

Важные профессионально значимые личностные качества (дисциплинированность и коллективизм) мы оценивали с помощью группового преодоления той же полосы препятствий. Занятия по преодолению полосы препятствий дисциплинируют молодежь, воспитывают волю, развивают сообразительность, точность и орга-низованность. Студенты группой проходят все станции на полосе препятствий и на финиш их задача придти вместе, т.к. зачет времени осуществляется по послед-нему участнику. В результате прирост показателей в ЭГ составил 1, 19 мин, а в КГ – только 0, 20 мин.

В тесте по ориентированию оценивается способность быстро и точно ориентироваться на незнакомой местно-сти в самых сложных условиях, сноровисто и быстро пе-редвигаться вне дорог, особенно в лесу, по болотам, пре-одолевать естественные и искусственные препятствия. Студентам нужно было пробежать дистанцию (около 3 км) по пересеченной местности, ориентируясь по карте, найти 5 контрольных пунктов. Высокий прирост в ре-зультате прохождения теста показали студенты из ЭГ (1, 14 мин), а в КГ прирост составил 0, 27 мин.

Для оценки навыков по передвижению на лыжах по сложнопересеченной местности мы использовали тест на преодоление дистанции 3 км у девушек и 5 км у юношей. В этом тесте также прирост в ЭГ (1, 1 мин) превосходил результаты в КГ (0, 19 с).

Заключение. Таким образом, предложенные ком-плексы упражнений показали высокую эффективность в формировании профессионально значимых специальных двигательных навыков у студентов геолого-географи-ческого факультета. В экспериментальной группе зафик-сирован достоверно более высокий прирост по результа-там тестирования в сравнении с контролем. Явное пре-имущество показано в развитии ловкости, дисциплиниро-ванности, коллективизма и в формировании навыков по ориентированию на местности и в преодолении естест-венных препятствий. На основании полученных результа-тов можно предполагать, что включение в программу по физическому воспитанию для студентов геолого-географического факультета разработанных нами ком-плексов будет способствовать формированию ряда обще-культурных и профессиональных компетенций, значимых для будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Соловьева А.Л., Осокина О.С. Оценка профессионально значимых двигательных и личностных качеств для студентов геолого-географического профиля // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 24–27.

2. Болотин А.Э., Сильчук С.М., Сильчук А.М., Щедрин Ю.Н. Спортивное ориентирование в системе физической подготовки студентов. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2009. 89 с.

3. Капилевич Л.В., Кабачкова А.В., Смирнов В.С. и др. Мониторинг функционального состояния студентов при использовании спортивно-ориентированных форм физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2008. № 10. С. 29–31.

4. Капилевич Л.В., Сурков Д.А. Формирование профессионально значимых физических качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 27–30.

5. Гагин Ю.А. Метод оценки эффективности физических упражнений // Теория и практика физической культуры. 1971. № 8. С. 50–57.