Статья: Аналитический метод изучения архитектурной композиции

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Название: Аналитический метод изучения архитектурной композиции
Раздел: психология, педагогика

Н. П. Никитина

Аналитический метод изучения пространственной, объемной и объемно-пространственной архитектурных композиций в макетах начал применяться в нашей стране в 1920 г. с подписанием В. Л. Лениным декрета о создании Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) с факультетами: архитектурным, живописи, скульптуры, текстильным, керамическим, дерево- и железообработки. Первоначальное обучение студенты проходили на основном отделении в течение двух лет, деканом отделения был выдающийся художник театра и кино, график, мастер фотографии, один из основоположников конструктивизма Александр Родченко [2, 78 ]. Здесь преподавали выдающиеся ученые и художники: В. Фалилеев, А. Сидоров, А. Эфрос, П. Флоренский, В. Фаворский и др. С 1923 г. обучение пространственной композиции было введено на всех факультетах. В объединенной мастерской архитекторов Н. Ладовского, В. Кринского, Н. Докучаева студенты и преподаватели формировали новые методы и принципы изучения архитектуры и композиции объемно-пространственных форм [3, 65 ]. Композиционные способности развивались на основе общей подготовки по дисциплинам «Пространство», «Объем», «Цвет», которая оставалась в течение всего времени существования Вхутемаса и Вхутеина (Высший художественно-технический институт) и оказала большое влияние на формирование специалистов во многих областях промышленности и архитектуры. Целью обучения было овладение закономерностями художественных форм, их свойствами.

Позднее А. В. Луначарский отзывался об этой работе Вхутемаса следующим образом: «Первое, что я отмечу, это успехи подготовительного курса. В сущности говоря, этот подготовительный курс, на котором молодые люди проходят элементы всех изобразительных искусств (живопись, скульптура, графика) в форме раздельных дисциплин (линии, цвет, пространство, объемы и т. д.), явился прочным остатком наших исканий. И этот остаток прочен… Наша программа главным образом за это выделение дисциплин удостоилась высокой награды на Парижской выставке декоративных искусств. Сейчас совершенно очевидно, что это новшество пустило глубокие корни и сделается твердым методическим фундаментом дальнейших успехов нашей художественной педагогики» [3, 145 ]. Основные принципы работы по дисциплине «Пространство» позже были изложены в учебном пособии «Элементы архитектурно-пространственной композиции». Дисциплину «Объем» вели скульпторы, «Цвет» — художники и психологи, новую дисциплину «Пространственная композиция» преподавали архитекторы Н. Ладовский, Н. Докучаев, В. Кринский. Особенность этих дисциплин заключалась в новом методе освоения наследия прошлого, аналитическом, основывающемся на объективных законах науки. Дисциплина «Пространственная композиция» изучалась методом композиционного макета, основывающемся на выявлении и построении объема. Под выявлением объема понималось выявление геометрической формы и ее трехмерности (параллелепипед, цилиндр, куб и др.), а также ее положения в пространстве по отношению к основным координатам и к зрителю при меняющемся освещении. Задания носили экспериментальный, аналитический характер, который способствовал развитию индивидуального мышления и творческого характера у студентов [3, 256 ]. Выполненные в достаточно большом масштабе проектные работы позволяли наглядно продемонстрировать применение закономерностей архитектурной композиции в выявлении формы: ритм и метр в членении поверхности; выявление массы; соподчинение элементов, симметрия или асимметрия в формопостроении; контрастность форм. Выявление формы объема неразрывно сочеталось с основной задачей — достижением композиционной выразительности объема, единства его частей и гармонии целого.

В настоящее время специальная архитектурная школа — Московский архитектурный институт — Государственная академия в своей деятельности развивает тезис об укреплении архитектурной школы художественно-технического типа, опираясь на идеи «Баухауза» 1 и Вхутемаса. Образование в институте строится на гармоничном сочетании и совместном использовании средств искусства, науки и техники. Огромная роль в учебном процессе отводится применению макетирования на всех стадиях проектирования. Организация исполнения рабочих макетов студентами на этапах проектного поиска наряду с графическим эскизированием становится творческим методом вариантного проектирования [3, 112 ].

Методика архитектурного проектирования, основанная на макете, является главной на первых курсах, когда основное внимание направлено на структурно-композиционную сторону архитектурных объектов. Исследования проблемы формирования у человека образов, действий и понятий, проведенные психологами и педагогами, дают основание говорить о дидактическом эффекте предметного моделирования.

Предметное объемно-пространственное моделирование, или макетирование, как метод, сопутствующий творческим стадиям архитектурного проекта, — активное средство обучения, имеющее преимущества перед графическими средствами. При графической работе студент постепенно учится преобразовывать мыслительный образ будущего объекта в изображение, тогда как при проведении предметной деятельности — макетирования — это происходит скорее. В макете творческий замысел материализуется, получает наглядное выражение [2, 45 ]. Архитектурные макеты делаются из условного материала (бумага, картон, пенопласт, пластик, дерево), они имитируют лишь некоторые свойства оригинала и потому качественно от него отличаются. В основном они отображают пространственные, пластические особенности объекта в условном или определенном масштабе. Макетное проектирование преследует следующие цели:

1) содействовать творческому поиску;

2) быть геометрически наглядной проверкой объемно-пространственного, композиционного и конструктивного построения объекта или группы объектов;

3) служить предметной иллюстрацией для контрольной проверки конечного результата проектирования.

В методологическом отношении наиболее продуктивно рабочее макетирование, проводимое с целью поиска композиционного решения. Организация исполнения рабочих макетов студентами на этапах проектного поиска наряду с графическим эскизированием становится творческим методом вариантного проектирования. Рабочее макетирование предполагает активную деятельность студентов [1, 32 ], связанную с визуализацией — мыслительным «обмериванием» макета, отыскиванием соотношений между частями, проверкой различных точек зрения и соотношений внутреннего и внешнего пространства. Макетирование развивает способность фиксировать свою мысль, зрительно воспринимать и оценивать решение. Абстрактное мышление получает опору в наглядности — студент творчески осваивает метод макетирования [2, 56 ]. Навыки по всем видам композиции закрепляются на конкретных упражнениях и проектах, на основе тщательно разработанных функциональных программ-заданий: при градостроительном макетировании достигается единство планировочного замысла и пространственной идеи застройки, связь с природной и градостроительной ситуацией; объемно-пространственное макетирование проектов павильонов, клубов, школ способствует выработке трехмерного пластического представления о сооружении как об абстрактной объемной форме; макетирование интерьера позволяет показать многоуровневое развитие пространства [2, 34 ]. Вариантное моделирование-макетирование оказывает формообразующее действие, которое незаменимо на всех стадиях архитектурного проектирования и на всех уровнях образования.

Примечания

1 «Баухауз» — высшая школа строительства и художественного конструирования, основанная в 1919 г. в Веймаре (Германия).

Список литературы

1. Мелодинский Д . Л . Архитектурная пропедевтика. М., 2000.

2. Тимофеева Т . А . Учебное макетирование в МАРХИ. М., 1997.

3. Хан — Магомедов С . О . Вхутемас . М ., 1995.