Курсовая работа: Электродвигатель асинхронный с короткозамкнутым ротором мощностью 200 КВт
Название: Электродвигатель асинхронный с короткозамкнутым ротором мощностью 200 КВт
Раздел: Промышленность, производство
Электродвигатель асинхронный с короткозамкнутым ротором мощностью 200 КВт
Содержание
Введение
1. Расчет и конструирование двигателя
1.1 Выбор главных размеров
1.2 Расчет обмотки статора
1.3 Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора
1.4 Расчет ротора
1.5 Расчет магнитной цепи
1.6 Расчет параметров рабочего режима
1.7 Расчет потерь
1.8 Расчет рабочих характеристик
1.9 Расчет пусковых характеристик
1.10Тепловой и вентиляционный расчет
1.11 Механический расчет
2. Моделирование двигателя
3. Конструкторская часть
4. Выбор схемы управления двигателем
Заключение
Список литературы
Введение
Электрические машины применяются во всех отраслях промышленности, в сельском хозяйстве и в быту. Они выпускаются большими сериями и в индивидуальном исполнении. Во многих случаях электрические машины определяют технический уровень изделий, в которых они используются в качестве генераторов и двигателей. Проектирование электричесиких машин требует глубоких знаний и высокого профессионального мастерства.
Впервые электрические машины получили применение в промышленности более ста лет назад. Тогда же появились и первые рекомендации по их расчету. В конце прошлого века в Европе и Америке возникли крупные электротехнические фирмы «Сименс», «Вестингауз» и другие, на которых сложились крупные конструкторские и расчетные отделы.
Обычно электрические машины выпускают сериями. Серия – ряд машин возрастающей мощности, имеющих одну конструкцию и единую технологию производства на больших участках серии и предназначенных для массового производства. При проектировании серий машин важнейшее значение имеют вопросы унификации деталей, конструктивных узлов и нормализации ряда размеров. Все это связано с рациональной организацией производства как внутри завода, так и в объединении, выпускающем единую серию машин. При этом необходимо заботиться об экономической эффективности целой серии машин, а не одной машины.
При проектировании серий асинхронных машин выбирают внешние диаметры статора таким образом, чтобы при одном и том же внешнем диаметре при изменении длины машины получить несколько машин на различные мощности и частоты вращения. Для машин постоянного тока выбирают одинаковым диаметр якоря и, изменяя длину машины, проектируют на нем несколько машин различной мощности и на разные частоты вращения.
Такое построение серий приводит к сокращению количества штампов, уменьшению количества моделей для отливки станин и подшипниковых щитов, сохранению одних и тех же диаметров валов, унификации подшипниковых щитов, сокращению количества оснастки и измерительного инструмента. Широкая унификация облегчает применение гибких автоматизированных производств, облегчает кооперацию между заводами.
Начиная с 1950 г. асинхронные двигатели выпускаются в виде единых серий. Первой была серия А (АО), заменившая серии И2, АД, «Урал» и др.
В настоящее время выпускается единая серия асинхронных двигателей 4А и АИ. В серии 4А 17 габаритов, число ступеней мощности составляет 33, диапазон мощностей 0,06–400 кВт; высоты осей вращения 50–355 мм.
На базе единых серий изготовляются двигатели различных исполнений, предназначенные для работы в специальных условиях. Так, на базе арии 4А выпускаются следующие электрические модификации: с повышенным пусковым моментом, с повышенным скольжением, 10-полюсные и 12-полюсные, многоскоростные, на частоту сети 60 Гц, однофазные, с фазным ротором и другие, специализированные по таким конструкциям: встраиваемые, с встроенным электромагнитным тормозом, малошумные, с встроенной температурой защитой, с повышенной точностью но установочным размерам, высокоточные; специализированные по следующим условиям окружающей среды: влагоморозостойкие, химостойкие, тропические; узкоспециализированного исполнения: для сельского хозяйства, для судов морского флота, для холодного климата, лифтовые, фреономаслостойкие, полиграфические, швейные и др.
Справочные данные.
Тип двигателя 4A315М4У3, где
4 – номер серии, А – серия, h = 315 мм – высота оси вращения, М – меньший,
Высота оси вращения h = 315 мм. Определяем внешний диаметр статора Da
по табл. 8.6 в зависимости от h: Da
=0,52 м.
Внутренний диаметр статора по (8.2.): , где kD
– коэффициент, характеризующий отношение внутреннего и внешнего диаметров сердечника статора, определяем по табл. 8.7:
kD
=0.64423 D = 0.64423 × 0.52 = 0.335 м.
Полюсное деление по (8.3.): t = pD / (2p) = p× 0.335 / 4 = 0.263 м.
Расчетная мощность по (8.4.), где kE
– отношение ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению, определяем kE
= 0.9723 по рис. 8.20, h = 0,94 и cosj=0.92 по рис. 8.21, а.
Внутренний диаметр ротора равен диаметру вала, так как сердечник ротора непосредственно насаживается на вал Dj
= DB
= kB
×Dа
= 0,23 × 0,52 = 0,120 м = 120 мм, kB
= 0,23 по табл. 8.17).
Ток в обмотке ротора по (8.57):
I2
= ki
× I1
×nI
= 0,936 × 202,866 × 4,196 = 796,6 А
Где (8.58): ki
= 0,2 + 0,8cosj = 0,2 + 0,8 × 0,92 = 0,936
56. Рассчитываем рабочие характеристики для скольжений s=0,005; 0,010; 0,015; 0,020; 0,025, принимая предварительно, что sном
0,014. Результаты расчетов сводим в табл. 1.
а) Расчет токов с учетом влияния изменения параметров под влиянием эффекта вытеснения тока (без учета влияния насыщения от полей рассеяния)
Расчет проводится по формулам табл. 8.30 в целях определения токов в пусковых режимах для дальнейшего учета влияния насыщения на пусковые характеристики двигателя. Расчет проводим для точек характеристик, соответствующих s=1; 0.8; 0.5; 0.1; 0,05; 0.064. Данные расчета пусковых характеристик с учетом влияния вытеснения тока сведены в табл. 2.
Определим критическое сопротивление без учёта влияния эффекта вытеснения тока и влияния насыщения от полей рассеяния.
Активное сопротивление обмотки ротора с учётом влияния эффекта вытеснения тока:
nрасч.
= 115 °С; r115
= 10-6
/ 41 Ом × м; bc
/ bп
= 0,9 (bс
– ширина стержня, bп
– ширина паза).
б) Расчет пусковых характеристик с учетом влияния вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния.
Расчет проводим для точек характеристик, соответствующих s=1; 0.8; 0.5; 0.1; 0,05; 0,064, при этом используем значения токов и сопротивлений для тех же скольжений Расчет проводим для точек характеристик, соответствующих s=1; 0.8; 0.5; 0.2; 0. 1,0,064, при этом используем значения токов и сопротивлений с учетом влияния вытеснения тока. Данные расчета сводим в табл. 3. Пусковые характеристики представлены на рис. 4
Индуктивные сопротивления обмоток. Принимаем kнас
= 1,2.
Средняя МДС обмотки, отнесенная к одному пазу обмотки статора по (8.263):
По полученному значению BФ d
определяем отношение потока рассеяния при насыщении к потоку рассеяния ненасыщенной машины, характеризуемое коэффициентом kd
, значение которого находят по кривой рис. 8.61. Для BФ d
= 1,279 Тл kd
= 0,94.
Далее рассчитываем значения дополнительного эквивалентного раскрытия пазов статора и ротора (cэ1
и cэ2
), магнитные напряжения которых будут эквивалентны МДС насыщенных участков усиков зубцов.
Для пазов статора его принимают равным по (8.266):
Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора с учётом насыщения от полей рассеяния определяется по отношению сумм коэффициентов проводимости, рассчитанных без учёта и с учётом насыщения от полей рассеяния, по (8.275):
Кратность пускового тока с учётом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения по (8.284): Iп*
= I1нас
/ Iном
= 1317.944/ 202,86 = 6,499.
Кратность пускового момента с учётом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения по (8.284): Mп*
= (I¢ 2нас
/ I¢ 2ном
)2
×KR
× (sном
/ s) = (1305.504/ 190.468)2
× 2,223 × 0,0129 = 1.344.
Полученный в расчёте коэффициент насыщения:
k¢ нас
= I1пнас
/ I1
= 1317.944/ 1276= 1,033
Таблица 2. Данные расчета пусковых характеристик двигателя без учета влияния насыщения
№
п/п
Расчетная формула
Размернос
ть
Скольжение
1
0,8
0,5
0,1
0,05
1
—
3,414
3.05
2,414
1.08
0.763
0,862
2
—
2,4
2,0
1,35
0,11
0.302
0.491
3
м
0,0118
0,0133
0,017
0,036
0.0307
0,027
4
—
2,974
2,478
1,681
1
1
1
5
—
2,223
1,915
1,422
1
1
1
6
Ом
0,0542
0,0467
0,0346
0,024
0.024
0,024
7
—
0,45
0,5
0,625
0,95
0.975
0,97
8
—
0,57
0,609
0,706
0,961
0,98
0,977
9
Ом
0,127
0,136
0,158
0,215
0.2195
0,22
10
Ом
0,081
0,085
0,097
0,273
0.52
0,414
11
Ом
0,29
0,298
0,321
0,378
0.383
0,382
12
А
1264
1224
1135
814,6
588.77
675,2
13
А
1276,4
1237,4
1149,2
828,5
599.4
687
Таблица 3. Данные расчета пусковых характеристик двигателя с учетом влияния насыщения
№
п/п
Расчетная формула
Размерность
Скольжение s
1
0,8
0,5
0,1
0,05
sкр
0,064
1
kнас
–
1,2
1,16
1,15
1,08
1,05
1,08
2
А
1882
1764
1624
1099.8
773.52
912
3
Тл
1,28
1,198
1,103
0.747
0.525
0,62
4
—
0,94
0,94
0,955
0.98
0.98
0,98
5
мм
0,71
0,71
0,533
0.237
0.237
237
6
—
1,1
1,1
1,1
1,1
1,1
1,1
7
—
1,158
1,158
1,177
1.208
1.208
1,208
8
Ом
0,157
0,157
0,158
0.159
0.159
0,159
9
—
1,012
1,012
1,012
1.013
1.013
1,013
10
мм
1,022
1,022
0,767
0.341
0.341
0,341
11
—
0,731
0,941
1,472
2.854
2.959
2,938
12
—
1,529
1,529
1,553
1.594
1.594
1,594
13
Ом
0,121
0,13
0,153
0.212
0.217
0,216
14
Ом
0,081
0,085
0,096
0.273
0.52
0,413
15
Ом
0,28
0,288
0,313
0.374
0.379
0,378
16
А
1306
1263,4
1161,2
820.33
590.98
678,5
17
I1нас
А
1318
1276,3
1175,2
834.2
601.52
690,4
18
—
1,033
1,031
1,023
1.007
1.004
1,005
19
—
6,499
6,293
5,795
4.113
2.966
3,404
20
—
1,344
1,36
1,43
2.388
2.479
2,564
1.10 Тепловой и вентиляционный расчет
Превышение температуры внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри двигателя, °С
:
По табл. 8.33
[1, c. 402] принимаем .
Электрические потери в обмотке статора делятся на потери в пазовой части и потери в лобовых частях катушек :
где – коэффициент увеличения потерь, для обмоток с изоляцией класса нагревостойкости F
Тогда
.
По рис. 8.70, б
[1, с. 400] принимаем среднее значение коэффициента теплоотдачи с поверхности .
Имеем
.
Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора, °С
:
где – расчетный периметр поперечного сечения паза статора, равный для полузакрытых трапецеидальных пазов:
где и – размеры паза в штампе (рассчитаны ранее).
Для изоляции класса нагревостойкости F , =0
Тогда
;
.
Перепад температуры по толщине изоляции лобовых частей:
=0
Тогда
;
;
.
Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри двигателя:
Имеем
.
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри двигателя:
Получим
.
Превышение температуры воздуха внутри двигателя над температурой окружающей среды:
где для ;
– сумма потерь, отводимых в воздух внутри двигателя, Вт
:
где
где – сумма всех потерь в двигателе при номинальном режиме и расчетной температуре, из табл. 1
для .
Эквивалентная поверхность охлаждения корпуса с учетом поверхности ребер станины:
где – условный периметр поперечного сечения ребер корпуса двигателя; значение которого принимаем по рис. 8.73
[1, с. 404] для .
Окончательно
;
;
;
.
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой окружающей среды:
Тогда
.
Проверка условий охлаждения двигателя.
Требуемый для двигателей со степенью защиты IP 44
охлаждения расход воздуха:
где – коэффициент, учитывающий изменение условий охлаждения по длине поверхности корпуса, обдуваемого наружным вентилятором:
Коэффициент принимаем по рекомендациям [1, с. 407] .
Тогда
;
;
Расход воздуха, обеспечиваемый наружным вентилятором, может быть определен по формуле:
Тогда
.
Нагрев частей двигателя находится в допустимых пределах (по табл. 7.1
[1, с. 212].
Вентилятор обеспечивает необходимый расход воздуха, так ка к (по требованиям
[1, с. 407]).
Вывод: спроектированный двигатель отвечает поставленным в техническом задании требованиям.
1.11 Механический расчет
Электрические машины общего назначения в большинстве случаев выполняют с горизонтальным расположением вала. В этом случае вал несет на себе всю массу вращающихся частей, через него передается вращающий момент машины. При сочленении машины с исполнительным механизмом (для двигателя) или с приводным двигателем (для генератора) через ременную или зубчатую передачу, а также и через муфту на вал действуют дополнительные изгибающие силы. Кроме того, на вал могут действовать силы одностороннего магнитного притяжения, вызванные магнитной несимметрией, усилия, появляющиеся из-за наличия небаланса вращающихся частей, а также усилия, возникающие при появлении крутильных колебаний. Правильно сконструированный вал должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать все действующие на него нагрузки без появления остаточных деформаций. Вал должен также иметь достаточную жесткость, чтобы при работе машины ротор не задевал о статор. Критическая частота вращения вала должна быть значительно больше рабочих частот вращения машины. При критической частоте вращения вынуждающая сила небаланса имеет частоту, равную частоте собственных поперечных колебаний вала (т.е. наступает явление резонанса), при которой резко увеличиваются прогиб вала и вибрация машины.
Валы изготовляют из углеродистых сталей, преимущественно из стали марки 45. Для повышения механических свойств сталей их подвергают термической обработке.
Размеры вала определяют при разработке конструкции. Валы имеют ступенчатую форму с большим диаметром в месте посадки магнитопровода ротора. Число ступеней вала зависит от количества узлов машины, размещаемых на нем (магнитопровод, коллектор, подшипники, вентилятор, контактные кольца и т.д.). При переходе с одного диаметра вала на другой для предупреждения недопустимой концентрации напряжений в местах переходов должны быть предусмотрены закругления (галтели) максимально возможного радиуса. Отношение радиуса галтели к диаметру вала должно быть больше 0,05. По этой же причине не следует применять отношение диаметров соседних ступеней вала более 1,3. Иногда для фиксации положения пакета магнитопровода ротора на валу предусматривается упорный буртик. Диаметр вала, см, в той его части, где размещается магнитопровод, предварительно можно выбрать по формуле:
где – номинальная мощность, кВт
;
– номинальная частота вращения ротора, об/мин
;
– коэффициент, значение которого принимаем по рекомендациям [2, c. 231] равным .
Тогда
.
По рекомендациям [3, с. 78] принимаем основные размеры: a
=67,5 мм
; d 3
=100 мм
; d 2
=95 мм
;d 4
=113 мм
;d 5
=128 мм
;d 6
=120 мм
; L 1
=834 мм
; L 2
=417 мм
;L 4
=98 мм; L 5
=99 мм; L 6
=15 мм; L 7
=98 мм; а1
=67,5 мм.
Размеры свободного конца вала выбираем в соответствии с ГОСТ 18709–73 и ГОСТ 20839–75 по табл. 11.1
([1, с. 233]): , .
Принимая, что ротор асинхронного двигателя представляет собой сплошной цилиндр с плотностью 8300 кг/м3
, его массу можно определить по формуле:
Имеем
.
Прогиб определяем по формуле:
Тогда
.
Электрическая машина сочленяется с исполнительным механизмом одним из указанных способов: через ременную передачу, зубчатую передачу или через упругую муфту. При работе машины возникают поперечные силы , приложенные к выступающему концу вала и соответственно вызванные натяжением ремня, давлением на зубец шестерни или же неточностью сопряжения валов и изготовлением деталей муфты.
Эту силу можно определить по формуле:
где – номинальный вращающий момент, :
– коэффициент, принимаем равным , при условии передачи упругой муфтой;
– радиус делительной окружности шестерни или радиус по центрам пальцев муфты или окружности шкива, м
.
Получим:
; .
Вал разбиваем на три участка: a
, b
и с
.
По табл. 11.3; 11.4
[2, с. 236]:
;
;
.
Прогиб вала, м
, под действием силы на участке, соответствующем середине магнитопровода, равна:
где – модуль упругости;
Тогда
.
Сила вызывает дополнительный прогиб вала под серединой магнитопровода:
Первоначальное смещение ротора:
.
Силу одностороннего магнитного притяжения определяем по формуле:
.
Сила вызывает дополнительный прогиб вала, который пропорционален прогибу от силы тяжести:
.
Установившийся прогиб под действием силы магнитного притяжения:
.
Результирующий прогиб вала определяется для наихудшего случая:
,
эта величина составляет 0.3313313% от d
, что является допустимым.
Критическую частоту вращения находим по приближённой формуле:
.
В расчёте на прочность принимаем коэффициент перегрузки
[2, с. 239].
Напряжение на свободном конце вала в сечении А
:
где – изгибающий момент;
–момент сопротивления при изгибе;
Окончательно:
;
;
.
Напряжение на свободном конце вала в сечении B
:
где – изгибающий момент;
–момент сопротивления при изгибе;
Окончательно:
;
;
.
Напряжение на свободном конце вала в сечении C
:
где – изгибающий момент;
– момент сопротивления при изгибе;
Окончательно:
;
;
.
Напряжение на свободном конце вала в сечении D
:
где – изгибающий момент;
–момент сопротивления при изгибе;
Окончательно:
;
;
.
Напряжения во всех сечениях не превышают предела текучести для стали марки 45
.
Выбор подшипников
Для определения радиальной нагрузки на подшипники и будем исходить из наихудшего случая.
Схема определения радиальных реакций подшипников представлена на рис. 9
, откуда:
.
Приведённая динамическая нагрузка равна:
где – коэффициент учитывающий характер нагрузки двигателя.
;
.
Рис. 9. Схема для определения радиальных реакций подшипников
Динамическая грузоподъёмность:
где – требуемый срок службы.
;
.
Выбираем роликоподшипники радиальные с короткими цилиндрическими роликами по ГОСТ 8328–75
.
ОПОРА A
:
Тип
r, мм
32219
95
170
32
3,5
130000
3150
ОПОРА В
:
Тип
r, мм
2319
95
200
45
4
20600
2500
2. Моделирование двигателя
Моделирование производим в программе MATLAB для параметров номинального режима.
Момент и скорость вращения двигателя
Ток фазы А
Зависимость скорости от момента
Моделирование производим в программе MATLAB для параметров пускового режима.
Момент и скорость вращения двигателя
Ток фазы А
Зависимость скорости от момента
Динамическая механическая характеристика :
– для номинальных параметров;
– для пусковых параметров;
– статическая механическая характеристика.
Анализ моделирования
1. При моделировании с номинальными параметрами пусковой момент получается ниже, чем при моделировании с пусковыми параметрами
2. Действующее значение тока статора и скольжение:
при моделировании I = 198 А и S = 1,35
расчетные I = 202,67 А и S = 0,01287
3. Ток холостого хода полученный: при моделировании Iхх
= 48 А;
расчетный Iхх
= 46,8 А.
Таким образом, параметры смоделированного двигателя совпадают с расчетными параметрами с допустимой точностью.
3. Конструкторская часть
Конструкторская часть состоит из 3-х листов формата А1, которые начерчены вручную (Листы 1, 2, 3) и листа формата А4, выполненном на компьютере.
На первом листе (Лист 1 – БГТУ.ЭМКП.021.001.ВО)
изображён продольный и поперечный вид двигателя, который выполнен в закрытом исполнении, как того требует техническое задание. Масштаб чертежа 1:2. На поперечном виде двигателя, на местном разрезе показаны паз и зубец статора и ротора. Чертёж выполнен в соответствии со стандартами ЕСКД. На этом же листе в таблицах указаны основные технические и пусковые характеристики спроектированного двигателя в сравнении с аналогом и с заданием на курсовое проектирование. Проставлены все габаритные и присоединительные размеры. Таблица составных частей изделия, поясняющая конструкцию и принцип работы изделия представлена на отдельном листе А4.
Второй лист (Лист 2
– БГТУ.ЭМКП.021.002)
содержит графики, полученные в результате моделирования и описывающие некоторые особенности работы двигателя. На этих графиках можно увидеть зависимость тока статора, момента и угловой скорости от времени. Они отображают работу АД с параметрами номинального и пускового режимов. Помимо этого второй лист содержит рабочие и пусковые характеристики. Также на этом листе располагается схема автономного инвертора напряжения для короткозамкнутого асинхронного двигателя, выбранная по заданию для конкретных параметров. Также здесь находится Т-образная схема замещения АД и векторная диаграмма, которая нарисована исходя из рекомендаций [1] в соответствующем масштабе. Основанием для построения этой диаграммы является уравнения токов и уравнений напряжений обмоток статора и ротора также расположенными на Листе 2.
На третьем листе (Лист 3 – БГТУ.ЭМКП.О21.003)
графической части изображена обмотка статора. Схема размещения обмотки статора нарисована исходя из следующих условий:
Выбор схемы управления производим по рекомендациям [8] с учетом требований задания курсового проекта:
– напряжение сети …………………………………….…………… 660 В
– мощность сети ……………………………………….неограниченная
– тип электропривода ………………………реверсивный, регулируемый
– характер нагрузки …………………………………………. постоянная
– условия пуска ……………………………………………… постоянный
– требования к регулированию скорости (для регулируемых
электроприводов) ……………………………………………… (0 –2)ωном
Схема управления АИН АД представлена на рис. 5.
Рис. 5. Автономный инвертор напряжения на IGBT транзисторах
Трехфазное напряжение, подаваемое из сети, поступает на выпрямитель сформированный из диодов VD 1
… VD 6
, в котором происходит выпрямление этого напряжения. За счет IGBT
транзистора VT 1
и диода VD 7
имеется возможность ограничивать напряжение, подаваемое на автономный инвертор напряжения, собранный на IGBT
транзисторах VT 1.1
… VT 3.2
и диодах VD 8
… VD 13
. Для уменьшения пульсаций преобразования тока, в схеме установлен дроссель L
с достаточно большой индуктивностью, а с помощью конденсатора С
происходит уменьшение пульсаций напряжения.
Заключение
В рамках данного курсового проекта был спроектирован асинхронный двигатель. Расчет проводился по методике, изложенной в [6], [9] с использованием персонального компьютера, что позволило исследовать влияние параметров двигателя на динамические характеристики машины.
Далее для сравнения предлагаются основные характеристики спроектированного двигателя, расчётные и полученные с помощью моделирования, а так же параметры аналогичного двигателя.
МП
/МН
Mmax
/МН
IП
/IН
Bd
, Тл
SН
, %
SК
, %
cosj
h
Аналог
1,2
2,1
6,5
0,76
1,4
9,0
0,89
0,92
Расчёты
1,386
2,13
5,15
0,79
1,76
17,6
0,893
0,926
Matlab
1,3
2,01
5,6
1,7
11
Параметры спроектированного двигателя совпали с параметрами оригинала с допустимой точностью и полностью удовлетворяют требованиям технического задания.
В результате данной работы были получены навыки в проектировании асинхронного двигателя.
Список литературы
1. Копылов И.П. Проектирование электрических машин: В 2 т. / Под ред. И.П. Копылова. – М.: Энергоатомиздат, 1993.
2. Асинхронные двигатели серии 4А: Справ./ А.Э. Кравчик и др. – М.: Энергоиздат, 1982. – 504 с.
3. Справочник по электрическим машинам: В 2 т. / Под общ. Ред. И.П. Копылова, И.Б. Клокова. – М.: Энергоатомиздат, 1988.
4. Герман-Галкин С.Г. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем. Matlab 6.0 – Санкт-Петергбург: Корона принт, 2001.-320 с.
5. Ключев В.И. Теория электропривода. – М.: Энергоатомиздат, 2001.-704 с.
6. Копылов И.П. Электрические машины. – М.: Высш. шк., 2000.-607 с.
7. Москаленко В.В. Автоматизированный электропривод. – М.: Энергоатомиздат, 1986.-464 с.\
8. Бурков А.Т. Электронная техника и преобразователи. – М. Транспорт, 1999. – 464 с.