Доклад: Стеблов Евгений Юрьевич

Название: Стеблов Евгений Юрьевич
Раздел: Биографии

Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ

Родился 8 декабря 1945 года в Москве. Отец — Стеблов Юрий Викторович (1924-2000). Мать — Стеблова Марта Борисовна (1924 г. рожд.). Супруга — Осипова Татьяна Ивановна (1945 г. рожд.). Сын — Стеблов Сергей Евгеньевич (1973 г. рожд.).

Детство Евгения прошло в коммунальной квартире на проспекте Мира рядом с Рижским вокзалом и Марьиной Рощей, которая имела дурную славу, а проще говоря была бандитским районом. Соседи по квартире звали Стебловых «антилигентами». Как вспоминает сам артист — «очевидно из-за деда, который даже на коммунальную кухню не выходил без галстука». Отец — Стеблов Юрий Викторович был радиоинженером, мама — Стеблова Марта Борисовна работала учительницей. А маленький Женя не хотел быть ни инженером, ни учителем, он хотел стать артистом, чтобы изображать и инженера, и учителя, и еще много всяких разных людей.

Актерская биография началась с театра кукол. Папа сделал ему складную ширму, научил вырезать из картона кукольные головы. Сам Женя придумал делать куклы из резиновых клизм — вставлял стеклянные глаза, пробки вместо носа и вырезал рот. Становился за ширму, и начиналось представление. Со своим «театром» выступал в школе, в Доме пионеров — везде, где находились зрители.

Родители не препятствовали увлечению сына, но в будущем хотели видеть его филологом. Они наняли частного педагога по литературе, оказавшегося страстным любителем театра. Он и привел Женю в молодежную студию при Драматическом театре имени К.С. Станиславского. В числе студийцев были Инна Чурикова, Никита Михалков, Виктор Павлов, Александр Пашутин, Елизавета Никищихина, Яков Пакрас, Александр Кобозев. Этой блестящей молодой командой руководили режиссер Александр Борисович Аронов и актер Лев Яковлевич Елагин. «Мы чувствовали себя на седьмом небе» — так напишет о днях, проведенных в студии, Евгений Стеблов.

Судьба была решена. В 1962 году Стеблов поступает в Театральное училище имени Б.В. Щукина. И уже в 1963 году он становится знаменитым. На экраны с его участием вышел фильм Г. Данелия «Я шагаю по Москве» — фильм, как принято сейчас говорить, культовый для нескольких поколений. Успех был грандиозный. Героя Стеблова — смешного и трогательного подростка — полюбила и запомнила вся страна. Его узнают на улицах, у него выпрашивают автографы. В его жизни потом было много ролей и в кино, и в театре, он сыграл множество разных характеров, но из каждого выглядывал чудаковатый, трепетный, наголо остриженный жених из фильма Данелия. Это его первая главная роль в кино стала главным успехом в жизни. Многие зрители очень долго воспринимали артиста Стеблова прежде всего как исполнителя этой роли. Даже появился штамп зрительского восприятия Стеблова, и артист подыгрывал своим зрителям, сочувствующим его нескладным, неловким персонажам, которые вдруг неожиданно проявляли неслыханную мощь и силу характера.

Испытание славой — самое трудное, да еще в столь юном возрасте, но Евгений Стеблов его выдержал. И не только благодаря актерскому таланту, но и благодаря таланту человеческому. «Творчество не замыкается сценическим действием, творчество — это и любовь, и семья… Не знаю, где больше реальности — в моем существовании на сцене, на экране или в моей жизни, — это единый поток». Конечно, так говорить в 18 лет он не мог, но понимание, что его занятия искусством — это судьба, это образ жизни, данные ему свыше, у него было всегда. «Творчество имеет божественное начало. Я рассматриваю искусство как форму целительства. Актер, режиссер проецируют свой мир, создавая пространство, в которым людям, созвучным им, легче жить» — это скажет 50-летний актер, но такое знание не возникает вдруг, оно копится годами, чтобы обрести столь четкую форму.

В 1964 году режиссер Михаил Калик предложил Стеблову роль Володи Белова в фильме «До свиданья, мальчики». «Вот он — мой Володя Белов» — сказал про молодого артиста автор нашумевшей повести Борис Балтер. К сожалению, у этого, наверное, самого лучшего фильма Калика не было счастливой судьбы. Его запретили, широкого экрана он не увидел. После фильма «Я шагаю по Москве» Михалкова и Стеблова стали приглашать на роли молодых героев. Так они вместе снялись в фильме «Перекличка» Д. Храбровицкого. На съемках этой картины началась по-настоящему их дружба. Свой первый фильм «А я уезжаю домой», сделанный им еще во ВГИКе, Никита Михалков снял по его рассказу. Уже став знаменитым режиссером, он приглашал Стеблова в свои фильмы. В «Рабе любви» он сыграл Канина — звезду немого кино. Это была небольшая роль, но блистательно сыгранная, и она запоминалась. Стеблов наделил своего героя неестественно тонким голосом, подчеркивая несоответствие внешности и поведения героя-любовника на экране и его немужской сути в жизни. Отношение артиста к герою было ироничным, но не лишенным нежности. Образ получился объемным, смешным и трагичным одновременно. Стеблов должен был сыграть роль Трилецкого и в знаменитой «Неоконченной пьесе для механического пианино» . Но не случилось — из Праги, где снимался в совместном фильме, стремясь на съемки в Москву, артист попал в автомобильную катастрофу. Сыграл он у Михалкова в фильме «Несколько дней из жизни Обломова», снялся и в его картине «Сибирский цирюльник».

Вообще на счету Евгения Стеблова более 40 картин. Многие фильмы с его участием имели огромный зрительский успех, среди них — «Урок литературы», «Вас вызывает Таймыр», «Егор Булычев и другие», «По семейным обстоятельствам». За роль Димы в фильме «Не хочу быть взрослым» он получил Государственную премию РФ.

В 1966 году Стеблов окончил Щукинское училище. К этому времени он был уже популярным киноартистом, снялся в нескольких фильмах. Стеблов поступил в Театр имени Ленинского комсомола, потому что здесь работал один из «главных театральных лидеров 1960-х годов» Анатолий Васильевич Эфрос. Но проработал он здесь меньше сезона — театр разогнали. Успел сыграть Зубного врача в «Похождениях зубного врача» А. Володина, Витьку Аникина в «До свидания, мальчики» и яркий эпизод в «Судебной хронике» Волчека. Эфроса перевели в Театр на Малой Бронной, а Стеблова через военкомат мобилизовали в Театр Советской Армии. Его первый и единственный спектакль, сыгранный в этом театре, был «Часовщик и курица, или Мастера времени» И. Кочерги в постановке Л. Хейфеца. Стеблов играл Юркевича, роль была сложна технически — за время сценического действия артисту было необходимо сыграть четыре возраста героя. Для него взяли пьесу Г. Шпаликова «Поручик Каховский», он начал репетировать, но вскоре из-за творческих разногласий ушел из театра.

С 1969 года и по сей день Евгений Стеблов работает в Театре имени Моссовета. Дебютировал он в роли Павла в «Старике» М. Горького. Играл ярко, размашисто, свободно, даже вольно. Как говорят в театре, он «прошел», его здесь приняли. Стеблов выбрал Театр имени Моссовета, потому что хотел поработать с легендарными «стариками» — Раневской, Марецкой, Пляттом, Бирман, Орловой. «Это люди, у которых я чему-то научился, хотя специально они меня ничему не учили». Долгие годы шел с неизменным успехом спектакль «Миллион за улыбку» по пьесе А. Софронова. Стеблова ввели в этот спектакль, в котором с блеском импровизировали старейшие артисты театра. С удовольствием он включился в их игру, легко и свободно обращаясь с текстом этой незатейливой пьесы.

Стеблов — из тех артистов, которые не терпят режиссерского диктата, ему необходимо иметь свое свободное пространство. У Стеблова, выпускника Вахтанговской школы, сильно развито игровое начало. «Я всегда искал характер», — признаётся он. Обладая важнейшим и редким свойством — внутренней пластикой, он легко перевоплощается, сохраняя неизменной мягкость интонации и жеста. «Он все время примеряет на себя маску современного Пьеро, невольника духовности» — написала о Стеблове театральный критик М. Седых в рецензии на спектакль «Пять углов», в котором артист играл кавторанга Мишу. Действительно, в его облике есть что-то от Пьеро — в больших и немного грустных глазах, в полуулыбке, смахивающей на гримасу боли, но это маска, которая предъявляется, чтобы затем обнаружить неповторимость лица. Не случайно, что режиссер спектакля «Братья Карамазовы» П. Хомский предложил ему на выбор две роли: Смердякова и Алеши Карамазова — двух антиподов. Стеблов выбрал Алешу. Произошло то редкое совпадение психофизических данных артиста и роли, в результате которого рождается правда театра. Его Алеша брал на себя всю боль, все страдания мира. Он сочувствовал и жалел…

В одном из интервью Стеблов сказал, что мог бы сыграть из Достоевского еще и Мышкина. Судьба не подарила ему эту работу, но в его репертуаре через много лет появился Ростанев. «Алеша Карамазов, Мышкин, Ростанев — это три разных характера, но принадлежащих к одной тенденции, к одной авторской идее» — так скажет он позднее. Спектакль «Фома Опискин» по повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» П. Хомский выстраивал как сатирический памфлет, скорее в духе Салтыкова-Щедрина. Один Стеблов играл Ростанева по Достоевскому. В его герое было доверие и любовь к людям, но появлялись стойкость и мужество, когда за любовь приходилось бороться.

У Юрского он сыграл Платона в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского, с К. Гинкасом сделал Бракка в «Гедде Габлер» Г. Ибсена, с М. Вайлем — Мальволио в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира. Обычно Мальволио играют шаржировано, сочными, яркими красками, что называется, на публику. Стеблов же предложил свою, несколько иную трактовку этого комедийного персонажа — он играл предельно серьезно, тонко, даже с какой-то проникновенностью рисуя этого жалкого, самовлюбленного глупца. Образ получался необыкновенно смешной, но и трогательный.

У М. Козакова артист сыграл Баха в «Возможной встрече». Играть гения — задача не из легких. Стеблов играл прежде всего человека со своими слабостями, ранимого, подавленного непривычной для себя роскошью, чувствующего себя некомфортно рядом с импозантным и важным Генделем. В этой его человечности, в отрешенности от суеты, тщеславных устремлений, в его простоте и естественности угадывалась мощь таланта. Верилось, что этот внешне слабый человек — подлинный гений и потому он вызывает зависть у сильного и властного Генделя — М. Козакова.

Разные режиссеры, разные роли, разные характеры… Исполнительская манера актера обладает удивительным богатством, в ней сочетаются импровизационность и четкость рисунка, свобода актерского существования и жесткость формы, лирическая интонация и гротескность в изображении, психологическая точность и острая внешняя характерность. Последняя его работа в театре — Гаев в «Вишневом саде» А.П. Чехова в постановке Л. Хейфеца. Стеблов создает очень интересный образ. С одной стороны, он рисует абсолютно никчемного человека, пережившего свое время — замечательная сцена, в которой Лопахин говорит ему о деле, а он с тросточкой, с какой-то особенной походочкой прогуливается, не слушая, не желая слушать о том, что ему чуждо. С другой стороны, его Гаев со своими устаревшими ценностями необходим миру, без них мир станет беднее. Гаев Стеблова — дворянин в каждом своем слове, жесте, в чувстве собственного достоинства. Может, помогла в этой работе артисту память о деде, который был дворянского происхождения.

Своих дворянских корней Стеблов не скрывал, но и не афишировал, не афиширует их он и теперь, когда это стало модно. Точно так же, как в новые времена он не умалчивает о том, что был членом партии и даже заместителем секретаря парторганизации по идеологии. Тогда он считал, что жить социально активно можно находясь в этой структуре. После автомобильной катастрофы он по-новому взглянул на свою жизнь. «Это было моим вторым рождением, и духовным, и физическим одновременно. Я пришел к Богу, а потом к христианству». Для него смыслом и целью жизни стало «приближение к Богу», а заниматься творчеством, считает он, ему было дано свыше — во спасение…»

Творчество для Евгения Стеблова — это не только сыгранные роли в театре и в кино, не только его режиссерские работы, но и литература. В 1983 году в журнале «Октябрь» вышла его первая повесть » Возвращение к ненаписанному», которая была переиздана в Чехии. В 1997 году появилась книжка «Не я», а в 1999 году — «Против кого дружите». Его литературные произведения — это мемуары, блистательно написанные. Сюжеты его жизни становятся поводом для воссоздания целой эпохи. Кого только нет на страницах его книг: артисты, писатели, режиссеры, просто друзья, случайные попутчики. Стеблов удивительно честен, он ничего не приукрашивает и никого не обвиняет — он рассказывает о жизни, такой, как она есть. В его воспоминаниях есть и личная глава о любви, она посвящена его жене Тане. С Татьяной Ивановной Осиповой он прожил всю свою жизнь, несмотря на то, что к театру она не имеет никакого отношения, а, может быть, именно поэтому. У них сын — Сергей Стеблов, который пошел по стопам отца. Он окончил Театральное училище имени Б. Щукина, но, как и у отца, круг его профессиональных интересов очень широк. Он снимается в кино, уже написал пьесу «Пришельцы», которую поставили в театре «Вернисаж» и в которой играли оба Стебловых. Он пишет сценарии и пробует себя в телевизионной режиссуре.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.