Доклад: Память и ее виды

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Название: Память и ее виды
Раздел: психология, педагогика

Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти.

Существуют несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и долговременную, а иногда и промежуточный вариант – оперативную, память. Во втором случае говорят о двигательной (память движений), зрительной, слуховой, словесно-логической (смысл события, логика доказательства и т.п.), эмоциональной (переживания).

Кроме названных существуют и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая.

Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в за поминании и воспроизведении материала память делят на произвольную (ставиться задача на запоминание и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (запоминание происходит автоматически, без особых усилий, без постановки задачи на запоминание).

1. Виды проявления памяти
чрезвычайно многообразны. Это объясняется тем, что память обслуживает все формы многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти
положены три основных критерия
(признака):

• объект запоминания, то есть то, что запоминается;

• степень волевой регуляции памяти (с этой точки зрения различают про­извольную и непроизвольную память);

• длительность сохранения в памяти.

В соответствии с этими критериями бывают’ следующие виды памяти:

• образная память;

• словесно-логическая память;

• двигательная (моторная) память;

• эмоциональная память.

Образная память —
это запоминание, сохранение и воспроизведениеобра-зов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. В образной памяти различают следующие подвиды:
зрительную; слуховую; осязательную;

обонятельную;

вкусовую.

Словесно-логическая память
выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку. Животные обладают остальны­ми тремя видами памяти, но словесно-логическая память у них отсутству­ет.

Двигательная (моторная) память
проявляется в запоминании и воспроиз­ведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и форми­рования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и профессио­нальных навыков). Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными дви­жениями соответствующих мышц. Эмоциональная память
— память на пережитые чувства. Пережитые челове­ком положительные и отрицательные эмоции не исчезают бесследно. Они запоминаются посредством эмоциональной памяти. Эмоциональная па­мять имеет очень большое значение в формировании личности человека. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению и отказу от того или иного поступка. Эмоциональная память — важнейшее условие духовного развития человека.

Характеристика основных процессов памяти.

Память — сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы, основные из которых — запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение и узнавание.

Запоминание
с точки зрения физиологии — это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения. К тому же запоминание — это, как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Связь между отдельными событиями, фактами, предмета­ми или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией.
Без ассоциаций невозможна нор­мальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.

Сохранение —
это удержание заученного в памяти, то есть сохранение сле­дов и связей в мозгу. Забывание —
исчезновение, выпадение из памяти, процесс угасания, ликвидации следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, представляют собой разные ха­рактеристики одного процесса: сохранение — это борьба с забыванием. Забывание — весьма целесообразный и естественный процесс. Если бы его не существовало, наш мозг был бы заполнен множеством ненужной ин­формации. Поэтому, говоря, что сохранение — это борьба с забыванием, под сохранением мы подразумеваем сохранение нужной
информации. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и вос­произведении.

Воспроизведение
— процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений. Узнавание —
появление чувства знакомости при повторном восприятии. Воспроизведение отличается от узнавания тем, что образы, закреплен­ные в памяти, «оживают» без опоры на вторичное восприятие.

Эти два процесса похожи, но все же различаются. Действительно, осоз­нать знакомость какого-либо факта, когда он
становится известен, на­много легче, чем самому вспомнить этот факт.

Закономерности запоминания информации.

Законы запоминания:

Осмысливание.

Интерес.

Установки – длительность запоминания.

Первое впечатление – чем ярче первое впечатление, тем прочнее его запоминание.

Объем знаний – чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается.

Оптимальная длина запоминания ряда.

Повторение.

Применение.