Доклад: Лесков Н.С.

Название: Лесков Н.С.
Раздел: Биографии

Лесков Николай Семенович

4(16).2.1831, с. Горохово, ныне Орловской области, — 21.2(5.3).1895, Петербург

Русский писатель

Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербурге.

Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов. В 60-е гг. Лесков создаЕт ряд прекрасных реалистических рассказов и повестей: «Погасшее дело» (1862), «Язвительный» (1863), «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), пьесу «Расточитель» (1867) и др., в которых широко показана русская жизнь.

В то же время одна из ранних статей Лескова (1862) — о петербургских пожарах — послужила началом его длительной полемики с революционной демократией. Рассказ «Овцебык» (1863), романы «Некуда» (1864; под псевдонимом М. Стебницкий) и «ОбойдЕнные» (1865) направлены против «новых людей»; Лесков пытается доказать тщетность и беспочвенность усилий революционного лагеря, создаЕт шаржированные типы нигилистов — в повести «Загадочный человек» (1870) и особенно в романе-пасквиле «На ножах» (1870-71). Сам Лесков не считал себя антинигилистом, ссылаясь на то, что в его романах есть образы нигилистов идеальных.

В середине 70-х гг. в мировоззрении Лескова происходит заметный перелом. В повести «Смех и горе» (1871) он сатирически изображает социальную действительность царской России. В это время Лесков начинает создавать целую галерею типов праведников — могучих духом, талантливых патриотов русской земли: роман «Соборяне» (1872), повести и рассказы «Очарованный странник», «Запечатленный ангел» (обе — 1873), «Несмертельный Голован» (1880), «Печерские антики» (1883), «Однодум» (1889) и др.

Праведники Лескова не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям; они — из самой гущи народной. М. Горький писал по этому поводу: «После злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством… В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм» (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 231, 233).

В творчестве Лескова чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, вера в его творческие силы: сатирическая повесть «Железная воля» (1876), «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881) и др. Левша в «Сказе…» противостоит миру злых кукол, облечЕнных властью; и хотя судьба его трагична, моральная победа остаЕтся за ним. Необычайно оригинален и красочен язык «Сказа…». Герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаЕт новые словосочетания. Тема гибели народных талантов на Руси с проникновенным лиризмом раскрыта Лесковым в повести «Тупейный художник» (1883).

Сближение писателя с демократическим лагерем в 80-90-е гг. 19 в. усиливается. Лесков идЕт по пути углубления критики социального строя царской России, подвергая пересмотру многие свои взгляды и убеждения. В рассказах «Человек на часах» (1887), «Простое средство» (опубликованы 1917), «Административная грация» (опубликован 1934) и многих др. Лесков раскрывает произвол государственного аппарата самодержавия, единение реакционных сил в борьбе с инакомыслящими.

Много места уделяет Лесков изображению морального облика буржуа: «Чертогон» (1879, под названием «Рождественский вечер у ипохондрика»), «Отборное зерно» (1884), «ГрабЕж» (1887), «Полунощники» (1891) и др. В жанре острой политической сатиры написаны повести «Зимний день» (1894), «Дама и фефЕла» (1894) и др. Но идеал Лескова не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости. Последняя повесть Лескова «Заячий ремиз» (1891-94, опубликована 1917) — сатира на политическую реакцию 80-90-х гг. Используя средства гиперболы, гротеска и сатирической фантастики, Лесков создаЕт жуткую картину деятельности охранителей, помешавшихся на ловле «сицилистов».

Лесков тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов, богатого лексикона вымышленных слов, сатирически переосмысливающих общепринятые понятия, Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, в которой образ раскрывается посредством его речевой характеристики. По повести «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостакович создал одноименную оперу (1934; возобновлена в 1962 под названием «Катерина Измайлова»).

В 1870 — 80 многое переоценивает; знакомство с Л.Толстым оказывает на него большое влияние. В творчество Лескова входит национально-историческая проблематика: роман «Соборяне» (1872), «Захудалый род» (1874). В эти годы пишет несколько повестей о художниках: «Островитяне», «Запечатленный ангел».

Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887).

В наследии Лескова большое место занимает сатира, юмор и ирония: «Отборное зерно», «Бесстыдник», «Пустоплясы» и др. Повесть «Заячий ремиз» была последним крупным произведением писателя.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.