Доклад: Кулиджанов Лев Александрович

Название: Кулиджанов Лев Александрович
Раздел: Биографии

Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР

Родился 19 марта 1924 года в городе Тбилиси. Отец — Кулиджанов Александр Николаевич. Мать — Кулиджанова Екатерина Дмитриевна. Супруга — Фокина Наталья Анатольевна, кинодраматург, доцент кафедры кинодраматургии ВГИКа. Дети: Кулиджанов Александр Львович (1950г.рожд.), кинооператор; Кулиджанов Сергей Львович (1957г.рожд.), кандидат исторических наук.

Юность Льва Кулиджанова прошла в Тбилиси. Это было трудное военное время. Молодой Кулиджанов рано увлекся искусством и, прежде всего, театром. В школьных самодеятельных спектаклях он выступал сразу в трех лицах — драматург, актер, режиссер. Все это определило дальнейший профессиональный и жизненный выбор — Москва, ВГИК, мастерская С.А.Герасимова.

«Фирменный знак» герасимовской мастерской во многом накладывал свой отпечаток на творческую судьбу тогдашних молодых режиссеров. «Работа с Сергеем Герасимовым, вспоминал он впоследствии, дала нам, его ученикам, очень многое. Дело не только в чисто практических навыках, которые, как правило, учитель прививает своим ученикам… Герасимов стремился разбудить в нас чувство ответственности за свои дела и поступки… Он учил нас, что основной язык кинематографа — это монтаж по мысли, а не по замысловатым выкрутасам, что порой принимают за новое слово в искусстве. Самое трудное — быть простым. Такое дается лишь большим художникам. Но стремиться к этому должен каждый».

В творчестве Кулиджанова нашло свое отражение преклонение перед русской литературой. Влюбленность в классику, в Чехова, определила выбор курсовой работы — короткометражный фильм «Дама», снятый вместе с Г.Оганесяном. В этой ленте молодого режиссера уже тогда обозначились его будущие художественные пристрастия — внимание к психологизму, детализации, точности бытописания. Этому предшествовал поставленный Кулиджановым во ВГИКе спектакль «Хаджи Мурат» по повести Л.Толстого. Чехов и Толстой — иронические зарисовки российского быта и драматическая история мятежного Кавказа. Преклонение перед русской литературой соединилось с любовью к родному Тбилиси, краю, где прошли юношеские годы, остались друзья, извечные и незыблемые воспоминания, которые сопутствуют на протяжении всей жизни.

После окончания ВГИКа в 1955 году Л.А.Кулиджанов пришел работать режиссером на киностудию им. Горького. Первые две картины «Это начиналось так…» и «Дом, в котором я живу» Кулиджанов поставил в соавторстве с Яковом Сегелем. Такое творческое содружество было обычным явлением для середины 1950-х годов, когда начинающие режиссеры нередко тандемами «врывались» в большой кинематограф — Кулиджанов и Сегель, Миронер и Хуциев, Алов и Наумов, Абуладзе и Чхеидзе, Данелия и Таланкин, Салтыков и Митта. Очевидно, что на определенном этапе творческого пути режиссеров такое соавторство было плодотворно и необходимо. Работа над фильмами «Это начиналось так…» и «Дом, в котором я живу» стала для молодых режиссеров хорошей школой гражданственности и кинематографического мастерства. Заинтересовавшись сначала достоверностью факта, сиюминутностью происходящего, типическими чертами характера молодого современника, режиссеры в своей следующей картине пришли к правде эпохи, познаваемой через правду конкретных характеров и бытовой вещественности, обнаружили стремление не только показать жизнь в ее развитии, но и попытку диалектически проанализировать ее сложности.

Это стремление станет еще более очевидным в следующих фильмах Кулижданова, продолжавших творческие принципы, которые молодые режиссеры утверждали в своих первых работах.

Еще через два года, в 1959г., на экраны выходит картина «Отчий дом», подписанная только именем Кулиджанова. Фильм получил широкую прессу — доброжелательную и серьезную, его достоинствам было воздано должное. Создатели «Отчего дома» сумели в простом раскрыть значительное и продолжили этой работой лучшие реалистические традиции русского советского кинематографа, которые утверждали человека из народа натурой яркой, талантливой, благородной и внутренне интеллигентной.

«Отчий дом», «Потерянная фотография», «Когда деревья были большими» — именно в такой последовательности появлялись на экране фильмы Кулиджанова в период 1959-1962гг. И если «Потерянная фотография» оказалась для режиссера «проходной» лентой и со временем потерялась в истории кино, то фильм «Когда деревья были большими» остался и в истории кинематографа, и в памяти любителей киноискусства. Сам Кулиджанов из всех своих картин больше всего любит именно этот фильм, работа над которым шла споро, увлеченно, с полной творческой отдачей. «Деревья» — фильм о цене человеческого доверия, о доброте, ставшей искусным воспитателем, о высоких нравственных принципах и хороших людях, которые помогают главному герою Кузьме Кузьмичу Иорданову, блестяще сыгранному Юрием Никулиным — человеку «выломавшемуся» из жизни — воскресить все лучшее, что еще теплилось в его душе. Кулиджанов, утверждавший себя в кино как мастер тонкого психологического рисунка, остался верен своей манере и в этой картине, характеры которой очерчены тонко, на подтексте, полутонах, неуловимых психологических нюансах. Хороший вкус, остро развитое чувство меры оберегли режиссера от опасности сорваться на сентиментальность или впасть в фарс.

В своем следующем фильме «Синяя тетрадь», ставшем важным этапом в творческой биографии Кулиджанова, он одним из первых открыл путь к интеллектуальному решению ленинской темы. Вслед за «Синей тетрадью» появился «Ленин в Польше» С.Юткевича с талантливым М.Штраухом в главной роли.

За «Синей тетрадью» последовала экранизация романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание», в которой Кулиджанов обнажил его конфликтную коллизию и несколько приглушил чувственные эмоциональные краски, сопутствующие всем перипетиям сюжета.

Фильм «Звездная минута» о космическом подвиге Юрия Гагарина может быть воспринят как послесловие к нравственным исканиям героя «Преступления и наказания». Но это лирическое отступление в документалистику явилось своеобразным прологом в новую работу, одну из самых значительных в творчестве режиссера — телевизионную многосерийную картину «Карл Маркс. Молодые годы». Она стала не просто попыткой биографического исследования исторического лица, но попыткой воссоздания духовной биографии человека, занявшего особое положение в новейшей истории мира.

Всего за годы работы режиссером Л.А.Кулиджанов снял фильмы: «Это начиналось так…» (1956), «Дом, в котором я живу» (1957), «Отчий дом» (1959), «Потерянная фотография» (1960), «Когда деревья были большими» (1962), «Синяя тетрадь» (1964), «Преступление и наказание» (1971), «Звездная минута» (1975), «Карл Маркс. Молодые годы» (1980), «Умирать не страшно» (1991), «Незабудки» (1994).

Творческая деятельность Л.А.Кулиджанова на протяжении всей его жизни активно сочетается с большой административной и общественной работой. С 1963 по 1964 годы он возглавлял главное управление художественной кинематографии Госкино СССР. В 1964г. стал председателем Оргкомитета Союза кинематографистов СССР. В 1965г. на 1-м Съезде кинематографистов был избран первым секретарем правления Союза и проработал на этом посту до 1986 года. В 1986г. после 5-го Съезда Союза кинематографистов вышел из его состава. До 1989 года работал художественным руководителем киноэпопеи «ХХ век».

Л.А.Кулиджанов — Народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1984г.), профессор, член-корреспондент Академии искусств ГДР. Избирался членом Центральной ревизионной комиссии (1966-1967), кандидатом в члены ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР. Был президентом Общества культурных связей СССР — Мексика.

Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также орденами Венгрии и Болгарии. В 1999 году в связи с 75-летием был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Любит поэзию и серьезную классическую музыку. Любимые поэты — А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, О.Мандельштам, Б.Пастернак, Заболоцкий, Н.Гумилев . Любимые актеры по жизни и с которыми довелось работать — М.Ульянов, Е.Матвеев, И.Смоктуновский, Е.Копелян, Н.Мордюкова, Г.Тараторкин, Ю.Никулин, В.Зубков, Л.Овчинникова, В.Кузнецова, Л.Марченко, И.Гулая, Ю.Беляев, М.Булгакова, Т.Бедова, В.Теличкина, В.Телегина и др.

Живет и работает в Москве.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.