Доклад: Католический экзистенциализм (Г.О.Марсель)

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Название: Католический экзистенциализм (Г.О.Марсель)
Раздел: психология, педагогика

Путь к истине, по мнению Марселя, ведет через акты внутреннего самосознавания, условием которого есть сосредоточенность, медитативное состояние обращенности на самое себя, установление «внутр. тишины». Человек – паломник, устремленный к собственное внутреннее «Я», которое постоянно меняется. Бытие является процессом вечного обновления, непрерывного рождения. «Быть» значит быть в пути. Если чел. тратит свою жизнь на повторение действий, поддерживающих примитивное прозябание, он теряет свое человеческое бытие. Чувственные соблазны, радость от обладания вещами и др. «искусы дьявола» являются преградами на пути к подлинному бытию.

Мое «Я», по Марселю, является лицом и личностью. Как лицо я – часть общества, один из многих. Как личность я – неповторимое, своеобразное духовное бытие, нечто единственное, что нельзя рассматривать извне, изучать эмпирически. Жизнь есть срок испытания, личностное странствие, целью которого есть спасение. В борьбе со злом, ставка в которой – бытие, и заключается смысл жизни. Верить – значит забыть себя во имя Бога. Смерть освобождает чел. от статуса паломника, давая вечное вознаграждение. Подлинный человек – это личность, устремленная к миру высших ценностей. «Я» в той мере, в какой оно остается замкнутым в себе, остается рабом своих ощущений, вожделений и глухого беспокойства, находится вне добра и зла. Только личность, внутренняя сила моего «Я», навязывает мне существование мира, в котором есть добро и зло. Личность – это ответ на призыв, движение к трансценденции.

Человек не способен найти истину в самом себе; он находит в себе готовность принять ее со стороны высшего, ощутить божеств, истину в акте любви. Вовлеченность есть полное смирения и верности подчинение чел. высшей духовной силе, такое состояние души, приближающее благодать, вызывая присутствие Бога. Вовлеченность рождает надежду как состояние благодати, состояние, зачеркивающее тоску и отчаяние. Любовь позволяет чел. открыть наличие бытия в другом, увидеть его собственную действительность и ценность, существующие независимо от «Я». Открытие бытия в другом обогащает собств. бытие, увеличивает душевную силу, благодаря которой возможно отвергнуть нищенский мир материи и подняться к богатству трансцендентного мира. Человеческая личность рассматривает себя как волю превзойти все то, чем она есть и одновременно не есть, как волю превзойти не удовлетворяющую ее действительность.

Человеческая личность включена в плоть, сознание воплощено. Чел. несет ответственность за то, как он использует свою жизнь. Его отношение к своей плоти является первым мерилом его качеств как личность Непосредственно данная чел. реальность неразрывной мистической связи сознающего себя субъекта с собств. телом является исходным пунктом рефлексии. Эта связь есть воплощенность как условие экзистенциального опыта. Условия воплощенного существования жестоки; они были бы непереносимы для сознания, если бы оно не обладало способностью рассеиваться и отвлекаться. Телесность подразумевает вписанность в пространство и время, неотвратимое приближение смерти.

Существование во плоти является первой большой опасностью для души. Благодаря плоти мы привыкаем основывать наши знания на практике; посредством ее внешнее проникает во внутр. духовный мир. Одновременно плоть стремится захватить власть над нами, лишить нас воли. Подчиняясь ее потребностям, мы привыкаем рассматривать мир в категориях «видеть» и «иметь». Стремление обладать вещами, которых у чел. нет, порождает страдание. Опасение потерять то, чем он уже обладает, порождает страх. Пессимизм связан только с непросветленным состоянием субъекта, ибо онтологическая структура мира дает место надежде. Надежда и отчаяние образуют религиозно-этическую антитезу, составляющую суть онтологического выбора, перед которым поставлен человек в своем бытии. Внутренним оправданием человеческой жизни является присутствие в ней смысла , не принадлежащего жизненному порядку, трансцендентного по отношению к самому существованию. Этот высший смысл состоит в спасении.

Понятие свободы, не связанной с Божьей благодатью, – кощунство. Свобода, понимаемая как стремление преобразовать мир в соответствии с чаяниями людей, – безумие, порожденное сатанинской гордыней. Быть свободным – значит распоряжаться собой, отдать себя в рабство плоти и страсти или отдать себя Богу.

Список литературы

Т. М. Титаренко. Католический экзистенциализм (Г.О.Марсель)