Доклад: Гранин Д.А.

Название: Гранин Д.А.
Раздел: Биографии

Гранин (псевдоним; настоящая фамилия Герман) Даниил Александрович

Русский советский писатель.

Родился 01.01.1919 в г. Вольске Курской области. С детства жил в Ленинграде. Закончил электромеханический факультет Политехнического института (1940), работал инженером на Кировском заводе. В июле 1941 г. ушел в народное ополчение, воевал на Ленинградском фронте, был ранен

Закончив Ульяновское танковое училище, Отечественную войну завершил в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков, награжден боевыми орденами. После войны — начальник районной кабельной сети Ленэнерго, аспирант Политехнического института, автор ряда статей по электротехнике.

Ранние литературные опыты Гранина относятся ко второй половине 30-х гг. В 1937 г. в журнале «Резец» были напечатаны его первые рассказы «Возвращение Рульяка» и «Родина», посвященные Парижской коммуне. Началом своей профессиональной литературной деятельности писатель считает публикацию в 1949 г. в журнале «Звезда» рассказа «Вариант второй».

Первые книги Гранина — повести «Спор через океан» (1950), «Ярослав Домбровский» (1951) и сборник очерков о строителях Куйбышевской ГЭС «Новые друзья» (1952).

Первый роман «Искатели», принесший писателю известность, издан в 1955 г.

Основная тема произведений писателя: ученые, изобретатели в современном мире, их нравственный кодекс и традиции гражданского поведения. На протяжении почти полувека Гранин последовательно исследует эту тему и в разноплановых романах («Искатели», «Иду на грозу», 1962; «Бегство в Россию», 1994), и в обращенных к советской повседневности повестях и рассказах («Вариант второй», «Собственное мнение», 1956; «Место для памятника», 1969; «Кто-то должен», 1970; «Неизвестный человек», 1989), и в произведениях документально-художественных, где наряду с историческими сюжетами («Размышления перед портретом, которого нет», 1968; «Повесть об одном ученом и одном императоре», 1971) важное место занимают жизнеописания самобытных русских ученых — А. А. Любищева («Эта странная жизнь», 1974) и Н. В. Тимофеева-Ресовского («Зубр», 1987).

Проблема нравственной ориентации личности, духовного поиска и служения науке поставлена здесь Граниным с учетом трагических последствий «атомной эры» («Выбор цели», 1972), с резким осуждением милитаризма во всех его проявлениях.

Недаром у Гранина так значима и антивоенная проза. В одних случаях она имеет автобиографический подтекст («Пленные», 1964; «Дом на Фонтанке», 1967; «Наш комбат», 1968), в других — опирается на конкретную фактическую основу («Клавдия Вилор», 1975). Наиболее полно эту прозу представляют сборники «Еще заметен след» (1985) и «Блокадная книга» (1979, в соавторстве с А. Адамовичем), где Гранин рассуждает об истоках фашизма, о судьбе русских и немцев, больше всех пострадавших в мировых войнах, об уроках этих войн («Прекрасная Ута», 1967) и отстаивает мысль о необходимости интернационального сплочения в борьбе за мирное будущее человечества.

В 1960-80-х гг. Гранин много путешествовал, объехал всю Европу («Примечания к путеводителю», 1967; «Церковь в Овере», 1969; «Чужой дневник», 1982), посетил Кубу («Остров молодых», 1962) и Австралию («Месяц вверх ногами», 1966), Японию («Сад камней», 1971), Америку, Китай.

Его лирическая путевая проза интеллектуально насыщена, свободна и полемична, причем «дорожные сюжеты» занимают писателя куда меньше, чем фигура путешествующего рассказчика. Гранину принадлежат эссе о Пушкине («Два лика», 1968; «Священный дар», 1971; «Отец и дочь», 1982), Достоевском («Тринадцать ступенек», 1966), Л. Толстом («Герой, которого он любил всеми силами своей души», 1978) и других русских классиках.

Противостояние таланта и посредственности, неоднократно наблюдавшееся в книгах об ученых, здесь трансформируется в конфликт художника и власти, в единоборство «гения» и «злодея», в спор Моцарта и Сальери. В течение долгого времени Гранин занимался общественной деятельностью (в Союзе писателей, Верховном и Президентском советах), участвовал в международных встречах и симпозиумах, касающихся науки, экологии, литературы. Им опубликованы десятки интервью и публицистических статей, малая часть из них включена в сборник «О наболевшем» (1988).

Плодотворно Гранин сотрудничает в кино. По его сценариям или при его участии сняты киноленты на «Ленфильме»: «Искатели», 1957 (режиссер М. Шапиро); «После свадьбы», 1963 (режиссер М. Ершов); «Иду на грозу», 1965 (режиссер С. Микаэлян); «Первый посетитель», 1966 (режиссер Л. Квинихидзе) ; на «Мосфильме» — «Выбор цели», 1976 (режиссер И. Таланкин). Телевидение экранизировало «Однофамильца» (1978) и «Дождь в чужом городе». (1979). Живет в г. Санкт-Петербурге.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.