Доклад: Глушенко Евгения Константиновна

Название: Глушенко Евгения Константиновна
Раздел: Биографии

Народная артистка России

Родилась 4 сентября 1952 года в Ростове-на-Дону. Отец — Глушенко Константин Иванович (1924г.рожд.). Мать — Глушенко Ольга Анатольевна. Супруг — Калягин Александр Александрович (1942г.рожд.), председатель Союза театральных деятелей, Народный артист России. Сын — Калягин Денис Александрович (1980г.рожд.). Дочь — Калягина Ксения Александровна.

Когда Женя была ученицей ростовской средней школы, мама сказала: «Занималась бы ты в каком-нибудь кружке, ну вот хотя бы в драматическом». Женя послушалась и в 10-летнем возрасте начала ходить в драматический кружок при Доме пионеров в Ростове-на-Дону. Когда пришла пора выбирать профессию, стала подумывать о педагогическом институте. Театр она любила, но он казался ей недосягаемым. Мама говорила: «Ты — артистка? Не смеши меня». Но руководительница драмкружка, профессиональная актриса Тамара Ильинична Ильинская сказала: «Если бы Женя захотела, я бы подготовила ее…»

Ехать в Москву учиться на артистку она побоялась, и Тамара Ильинична сказала: «Знаешь, что? Давай-ка ты сначала здесь поступи, а там видно будет». В общем, Женя смалодушничала и осталась в Ростове, став студенткой первого курса местного театрального училища. Вытерпела год, а потом все-таки сбежала в столицу. Тем более, что там проживала двоюродная бабушка, а у той сын был артистом цирка. Вместе с двумя приятелями из родного драмкружка Женя подала документы сразу в несколько театральных вузов столицы.

Так получилось, что экзамены в училище имени Щепкина были на несколько дней раньше, чем во всех остальных, Женя успешно их сдала и была зачислена. Все очень удивлялись, как это девочка из южного города Ростова с типично украинской фамилией имеет такую правильную, без акцента речь. Объяснялось это просто. К тому времени она уже год училась на актрису в Ростове. Где и сценической речью занимались, и дыхание ставили, да она и самостоятельно трудилась над правильным литературным произношением.

Руководителем ее курса был известнейший актер и директор Малого театра Михаил Царев. Этот факт сыграл в судьбе Евгении Глушенко важную роль. После окончания училища она поначалу не получила распределения. «На вас нет заявок, вы никому не нужны», — говорили ей. И тут режиссер Костромского театра предложил поехать к нему, сразу же назвав конкретные роли, которые Евгении предстояло там сыграть, но… Через неделю ее пригласили в Малый театр и предложили роль Лизы в «Горе от ума».

И после этого каждый год она получала роли в новых спектаклях театра. Среди первых ее работ — Корделия в «Короле Лире» У.Шекспира и Таня в спектакле «Картина» по книге Д.Гранина. Всего за годы работы в Малом Евгения Глушенко сыграла роли в более чем 20 спектаклях, в том числе: «Стакан воды» Э.Скриба (Паж, 1974), «Птицы нашей молодости» И.Друцэ (Девушка, 1974), «Не все коту масленица» А.Н.Островского (Девушка, 1974), «Признание» С.Дангулова (Гостья на приеме, 1974), «Конек-горбунок» П.П.Ершова (Конек-горбунок, 1975), «Касатка» А.Н.Толстого (Раиса, 1975), «Горе от ума» А.С.Грибоедова (Лиза, 1975), «Беседы при ясной луне» В.М.Шукшина (Женя, 1976), «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера (Берта, 1977), «Головокружение» Г.Саркисяна (Зепюр, 1978), «Мамуре» Ж.Сармана (Эстель, 1982), «Рядовые» А.Дударева (Лида, 1984), «Красавец-мужчина» А.Н.Островского (Зоя Окоемова, 1985), «Холопы» П.П.Гнедича (Лиз, 1987), «Дикарка» А.Н.Островского и Н.Я.Соловьева (Марья Петровна, 1990), «Царь Петр и Алексей» Ф.Горенштейна (Ефросинья Федоровна, 1991), «Горячее сердце» А.Н.Островского (Матрена Харитоновна, 1992), «Преступная мать, или Второй Тартюф» Бомарше (Сюзанна, 1994), «Пир победителей» А.И.Солженицына (Глафира Бербенчук, 1995).

В кино Евгения Глушенко особенно не стремилась, считая себя сугубо театральной актрисой. Случилось так, что ее подруга пробовалась на роль в фильме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», и ассистент режиссера спросил нет ли у нее знакомой молодой актрисы на роль Платоновой. Та дала телефон Глушенко.

В «Неоконченной пьесе для механического пианино» она сыграла глупышку. Милую, очаровательную, и… раздражающую своей чрезмерной наивностью. Но движение характера в фильме неожиданно: «глупышка» оказалась мудрой. Да еще в такой ситуации, в которой и умница могла бы спасовать. Сложная роль была сыграна ею настолько органично, что в лице Глушенко режиссер обрел идеальное воплощение своего замысла. После премьеры фильма Глушенко не понимала, почему ее хвалят. Фильм ей нравился, а она сама себе — нет.

Случайности и совпадения вообще сыграли большую роль не только в ее актерской, но и человеческой судьбе. На съемках «Неоконченной пьесы…» она познакомилась с Александром Калягиным, и спустя год они стали мужем и женой.

Успех в михалковском фильме открыл перед Глушенко дорогу в кинематограф. Ее стали приглашать и другие режиссеры. Роль Тони Болотниковой в фильме «Впервые замужем», поставленном Иосифом Хейфицем на киностудии «Ленфильм» по мотивам рассказа Павла Нилина, стала новым подтверждением таланта актрисы, создавшей трогательный образ молодой женщины с нелегкой судьбой, которая сумела сохранить в себе доброту, человечность и большую веру в то, что и она найдет свое счастье. За эту роль она была удостоена приза на XIII Всесоюзном кинофестивале в Душанбе в 1980 году.

Поставленный режиссером С.Микаэляном фильм «Влюблен по собственному желанию» — история двух героев, где блестящий дуэт Олег Янковский — Евгения Глушенко разыгрывает коллизию: нескладная библиотекарша Вера и опустившийся спортсмен Игорь заключают соглашение — она попробует вернуть его обществу, а он научит ее, как стать красивой. Игоря к Вере притягивает ее глубокая порядочность, доверчивая прямота и не виданная им ранее отзывчивость. Именно эти качества совершают чудо: оттаивает душой, нравственно выпрямляется Игорь; преображенная любовью Вера становится прекрасной. Образ Верочки — интересен, отличается безупречной психологической точностью исполнения. Е.Глушенко в этом фильме успешно освоила «пространство комедии» — пусть даже серьезной. Участие в фильме «Влюблен по собственному желанию» принесло актрисе приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Западном Берлине.

После первых фильмов в кинокарьере Е.Глушенко наступил некоторый спад, поскольку после главных, центральных ролей с достаточно яркими характерами ей стали предлагать совсем не интересные сценарии. Играть одно и то же по второму, третьему разу она не хотела. Кроме того, было много работы в театре, поэтому желания сняться в любой роли, в любом эпизоде, лишь бы засветиться, никогда не возникало.

В 1996 году Евгения Глушенко снялась на телевидении в сериале Дмитрия Астрахана «Зал ожидания». По собственному признанию, играть роль секретарши мэра города, не очень удачно прописанную в сценарии, она согласилась только лишь после того, как узнала, что с ней вместе будут сниматься Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Михаил Боярский, Вера Глаголева, Нина Усатова.

Далее была еще одна работа — «Три женщины и мужчина» по сценарию Виктора Мережко (1998). Всего за годы кинематографической карьеры Е.К.Глушенко, помимо упомянутых картин, снялась в фильмах «Профиль и анфас» (1977), «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (1979), «Не ждали, не гадали» (1982), «Уникум» (1983), «Зина-Зинуля» (1986), «Жизнь Клима Самгина» (1986), «Полицейский и вор» (1997), «С новым счастьем» (1999), в телефильме «Женщинам, которым повезло» (1990) и др.

С 1996 года Евгения Константиновна Глушенко — актриса театра Российской Армии. Она пришла туда вместе с режиссером Борисом Морозовым, с которым до этого последние годы работала в Малом театре. Театр Российской Армии принял Глушенко очень хорошо, и она благодарна за это своим партнерам. Е.Глушенко с успехом играла в спектакле «Сердце не камень» (1997) по пьесе А.Н.Островского. Ее героиня Вера Филипповна — женщина, в душе которой схлестнулись два противоположных понятия: чувство долга и естественное женское стремление к любви, к мужской ласке. Актриса играет так, что напряжение, в котором она почти постоянно находится, выражается не отчаянным заламыванием рук и не громкими всхлипами и криками. Оно — в дрожании голоса, в неуловимых изменениях лица… Свою роль она играет как будто одним лицом, от которого весь спектакль невозможно отвести глаз. Она играет также в спектаклях «На дне» А.М.Горького (Василиса, 1998), «Отелло» У.Шекспира (Эмилия, 1999).

С апреля 2000 года Е.К.Глушенко — вновь актриса Малого театра.

Е.К.Глушенко — Народная артистка России (1995), член Всероссийского театрального общества (с 1979 года) и Союза театральных деятелей (с 1989 года).

Семья для Евгении Константиновны — ее жизненная опора. На досуге она предпочитает читать, слушать классическую и современную музыку, любит живопись и часто посещает музеи и выставки. Она стремится побольше бывать на природе со своей семьей и друзьями.

Живет и работает в Москве.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.