Доклад: Гладков Ф.В.

Название: Гладков Ф.В.
Раздел: Биографии

Гладков Федор Васильевич

9(21).6.1883, с. Чернавка, ныне Саратовской обл., — 20.12.1958, Москва

Русский советский писатель.

Родился в семье крестьян-старообрядцев. Окончил в Екатеринодаре (ныне Краснодар) городское училище, с 1902 учительствовал в Забайкалье. Начал печататься в 1900 (рассказ «К свету») в провинциальных газетах. В 1906 в Ейске участвовал в революционном социал-демократическом движении. Вскоре был арестован, сослан на три года в Верхоленский уезд. В 1914-17 учительствовал на Кубани. В период белогвардейской оккупации был в большевистском подполье. Добровольцем ушел в Красную Армию.

В 1920 редактировал газету «Красное Черноморье» (Новороссийск). В 1921 переехал в Москву. В 1923 вошел в литературную группу «Кузница». Ранние произведения Гладкова посвящены жизни рабочего люда, крестьянской бедноты, босяков. В 1908-09 написал повесть о политических ссыльных «Изгои» (опубликована 1922). В 1917 М. Горький, с которым Гладков переписывался с 1902, поместил в «Летописи» его рассказ «Единородный сын» («Пучина»). В первые послереволюционные годы, обращаясь к острым современным темам, Гладков отдал дань формальному новаторству (рассказ «Огненный конь», 1923; пьесы «Бурелом», 1921, «Ватага», 1923).

Широкую известность приобрел роман Гладкова «Цемент» (1925), в котором передана героика трудовых подвигов рабочего класса, сила вдохновляющих идей Коммунистической партии, созданы образы коммунистов. Для романа характерны героизация событий, приподнятость стиля. Высоко оценил «Цемент» М. Горький, отметивший, что в этой книге «… впервые за время революции крепко взята и ярко освещена наиболее значительная тема современности — труд». При этом, однако, Горький критиковал язык книги — вычурный и засорЕнный диалектизмами (Собр. соч., т. 29, 1955, с. 438, см. также с. 439). Впоследствии автор вносил исправления в каждое новое издание романа.

В 1932 выходит сб. «Маленькая трилогия», куда вошли сатирические рассказы, написанные в 1926-30: «Головоногий человек», «Непорочный черт» и «Вдохновенный гусь».

Повести «Новая земля» (1930) и «Пьяное солнце» (1932) рассказывали о новых людях, о советской деревне. Значительным этапом в творчестве Гладкова был роман «Энергия» (1932-38), созданный на материале строительства Днепрогэса и др. строек первых советских пятилеток.

Гладков стремился показать энергию масс, увлеченных идеей социалистического созидания. Язык 1-й книги романа подвергся резкой критике в ст. М. Горького «О прозе» (см. там же, т. 26, 1953, с. 401-02), Гладков неоднократно перерабатывал роман и все же не считал его завершенным. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 написаны рассказы о людях уральских оборонных заводов, повесть «Клятва» (1944) — о вдохновенном труде ленинградских рабочих, эвакуированных на Урал.

В послевоенные годы Гладков создал автобиографическую трилогию — «Повесть о детстве» (1949; Государственная премия СССР, 1950), «Вольница» (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Лихая година» (1954), — в которой во многом продолжил горьковские традиции.

Глубокое знание народной жизни позволило писателю создать яркие образы крестьян и рабочих дореволюционной России, утвердить величие их труда, показать пробуждение народа. Язык автобиографических повестей богат, ясен, поэтичен, насыщен народными речениями. В последние годы Гладков работал над 4-й частью эпопеи — повестью «Мятежная юность» (не законченной), создал ряд литературных портретов писателей и общественных деятелей, выступал со статьями о литературе и языке (сборник «О литературе», 1955), с публицистическими статьями.

Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.