Доклад: Эль Греко

Название: Эль Греко
Раздел: Биографии

Эль Греко (El Greco) настоящее имя Доменико Теотокопули (Theotocopuli) (1541-1614) испанский живописец.

Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Я. Бассано, Я. Тинторетто.

Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция «Погребение графа Оргаса», 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; «Святое Семейство», около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства («Мученичество св. Маврикия», 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушённых.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных психологической проницательностью («Главный инквизитор Ниньо де Гевара», 1600-1601, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) или проникновенным драматизмом («Портрет неизвестного рыцаря», 1578-1580, Прадо, Мадрид).

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко («Снятие Пятой печати», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Лаокоон», Национальная галерея искусств, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция «Вид Толедо» (1610-1614, Метрополитен- музей, Нью-Йорк). Отмеченное напряжённым стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX вв. было забыто и заново открыто только в начале ХХ в.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.