Доклад: Дружинина Светлана Сергеевна

Название: Дружинина Светлана Сергеевна
Раздел: Биографии

Народная артистка России, заслуженный деятель искусств, академик Петровской академии наук и искусства

Родилась 16 декабря 1936 года в Москве. Отец — Дружинин Сергей Иванович, сын священника, погиб во время Великой Отечественной войны под Смоленском. Мать — Мызникова Анна Даниловна (1910-1990), донская казачка, работала учительницей. Супруг — Мукасей Анатолий Михайлович, кинооператор киностудии «Мосфильм», заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственных премий СССР. Сын — Мукасей Михаил Анатольевич (1966 г. рожд.), кинооператор, клипмейкер, режиссер, продюсер. Внуки: Данила и Максим.

Детские годы Светланы Дружининой прошли на тогдашней окраине Москвы — в Марьиной роще. Как и большинство ее сверстников, чьи отцы погибли на войне, а матери работали до поздней ночи, она рано стала самостоятельной. Свете шел одиннадцатый год, когда, оказавшись однажды возле цирка на Цветном бульваре, она прочитала объявление, приглашавшее мальчиков и девочек ее возраста в цирковое училище. Это небольшое, написанное от руки объявление открыло ей дверь в волшебный мир цирка, в котором она не была ни разу — билеты стоили очень дорого. Получив мамино «добро» в обмен на обещание, что занятия в цирке не помешают учебе в школе, Света отправилась на просмотр… И поступила.

Светлана успешно занималась год в группе цирковых акробатов и значилась в программе как «девочка-каучук», а ее партнером по арене был «гуттаперчевый мальчик». «А потом у цирка начались гастроли, которые, бесспорно, помешали бы моей учебе, — вспоминала впоследствии Светлана Сергеевна. — Мне очень не хотелось расставаться с цирком, но моя мама решила иначе. Опасаясь, что я убегу из дома, чтобы уехать с труппой, она, уходя на работу, запирала меня на ключ. «Домашний арест» продолжался несколько дней, пока мама не убедилась, что я никуда не убегу».

Летом в пионерском лагере Светлана познакомилась с внучкой балерины Айседоры Дункан, которая занималась в хореографическом училище при Большом театре. А вернувшись с отдыха в Москву, сразу же пошла поступать в это училище и узнала, что … набор уже закончен. Однако Светлана уже тогда не привыкла сдаваться: она поступила в хореографическое училище при Театре имени К.С. Станиславского и Немировича — Данченко, занималась там, а затем по конкурсу перешла в училище при Большом театре, где ее одноклассниками стали будущие звезды балета Марис Лиепа и Наталья Касаткина.

Окончить училище вместе с однокурсниками Светлане помешала травма руки. Она взяла академический отпуск, на время которого стала ведущей вечеров хореографического училища, проходивших в Концертном зале имени П. И. Чайковского и, как правило, транслировавшихся по телевидению. Там девушку заметила диктор Центрального телевидения Шароева и пригласила вести детские телепередачи вместе с Михаилом Державиным. Позднее они стали ведущими первых КВНов.

На телеэкране Светлану увидел известный режиссер «Мосфильма» Самсон Самсонов и предложил главную роль в своей кинокомедии «За витриной универмага» (1955) по сценарию Алексея Каплера, где снимались Борис Тенин, Анатолий Кузнецов, Олег Анофриев, Иван Дмитриев. Так в жизнь Светланы Дружининой вошел кинематограф. Ее первая киногероиня — Соня Божко, красавица-продавщица посудного отдела огромного универмага, в которую все влюбляются, но глаз с которой просто не сводит молоденький лейтенант милиции (его играл Анатолий Кузнецов). С одной стороны, первая роль в кино принесла успех, с другой, Светлана поняла, что совсем не знает актерской профессии. Так судьба привела ее во ВГИК на актерский факультет, в мастерскую Бориса Владимировича Бибикова. Курс был замечательный, популярными киноактерами многие стали еще во время учебы: Софико Чиаурели, Ариадна Шенгелая, Леонид Куравлев… Светлана от них не отставала. Свой актерский диплом она защищала пятью киноролями!

После нескольких картин к молодой актрисе пришли успех и известность. Ее начали узнавать на улице, режиссеры предлагали новые роли. Она стала популярной и любимой зрителями актрисой, несмотря на небольшое количество главных ролей. Для зрителя важно было не количество сыгранных героинь, а то, какие они, эти героини — яркие, выразительные, характерные. Таковы ее красавица Лариса в драме «Дело было в Пенькове» (1958) Станислава Ростоцкого, коварная, названная кем-то из героев фильма «жар-птицей» Анфиса в лирической комедии «Девчата» (1962) Юрия Чулюкина, Мария Косова в фильме «Одиночество» (1965).

В течение десяти лет (с 1955 по 1965 год) Светлана Дружинина была актрисой Центральной студии киноактера и киностудии имени М. Горького. Помимо упомянутых картин, она снялась в фильмах: «Мост перейти нельзя» (1960), «Орлиный остров» (1961), «На семи ветрах» (1962), «Где-то есть сын» (1963), «Какое оно, море?» (1964), «Зеленый огонек» (1965), «Любимая» (1965) и других.

Стремясь к максимальной реализации своих творческих возможностей, Светлана Дружинина не захотела ограничиваться профессией актрисы и оставила ее, успев сняться в семнадцати фильмах. По ее собственному признанию, делать свое кино было для нее интереснее, в отличие от актера перед режиссером открывается гораздо больший простор для деятельности.

Одним из условий поступления на режиссерский факультет было наличие у абитуриента печатных работ. И неожиданно для себя Светлана Дружинина становится «пишущей» актрисой: начинает публиковаться в журналах. Ее рассказ в «Советском экране» получил первую премию и великолепный отзыв мэтра отечественного литературоведения Виктора Шкловского. И вскоре, будучи занята на съемках сразу в двух картинах, втайне от своих коллег она сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Таланкина). В 1969 защищает диплом фильмом «Зинка» (сценарий Б. Мажаева) и начинает работать режиссером на студии «Мосфильм». Затем режиссер Юлия Солнцева пригласила ее вторым режиссером в свою картину об Александре Довженко «Золотые ворота» (1969).

Самостоятельным режиссерским дебютом Светланы Дружининой стала картина «Исполнение желаний» (1973) по одноименному роману Каверина. Она вспоминает, что сначала Вениамин Александрович настороженно отнесся к тому, что его произведение будет экранизировать молодая, ни в чем еще не проявившая себя режиссер. Но познакомившись с Дружининой, он поверил в ее творческие возможности и даже хотел, чтобы она играла в фильме главную женскую роль. Однако Светлана Сергеевна отказалась и пригласила на эту роль актрису Ларису Лужину. И позднее она не снялась ни в одной из своих картин.

Потом была музыкальная картина «Солнце, снова солнце» (1976) по мотивам повести Д. Холендро «Свадьба». А затем Светлана Дружинина полностью переключилась на телевидение, где одна за другой выходили на экран ее картины «Сватовство гусара» (1979) с Михаилом Боярским, Еленой Кореневой и Андреем Поповым, «Дульсинея Тобосская» (1980) с Натальей Гундаревой, «Принцесса цирка» (1982) с Натальей Белохвостиковой.

Огромный зрительский успех выпал на долю историко-приключенческого фильма Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!», вышедшем на экраны страны в 1987 году. Молодые актеры Жигунов, Харатьян, Шевельков буквально на следующий день после телепремьеры «проснулись» знаменитыми. Популярность фильма была столь велика, что вскоре режиссер сняла два его продолжения: кинофильмы «Виват, гардемарины!» (1991) и «Гардемарины — III» (1992). Поистине «звездным» был актерский состав трилогии: Евгений Евстигнеев, Наталья Гундарева, Михаил Боярский, Александр Абдулов, Людмила Гурченко… После фильмов о гардемаринах Светлану Дружинину назовут последним романтиком отечественного (советского) кино.

Еще во время учебы на актерском факультете ВГИКа Светлана Дружинина познакомилась с Анатолием Мукасеем, будущим оператором. Вскоре они поженились, и с тех пор вместе. Мукасей снял такие широко известные фильмы, как «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля» режиссера Эльдара Рязанова, «Внимание, черепаха!», «Телеграмма», «Нос» и «Чучело» Ролана Быкова, телесериал «Большая перемена» Алексея Коренева, «По семейным обстоятельствам» и другие. Анатолий Михайлович был оператором всех картин Светланы Дружининой. За время работы на «Мосфильме» помимо художественных фильмов ими снято много документальных лент. Недавно для производства и организации проката своих фильмов они совместно с директором Галиной Мельник создали собственную киностудию «Сагиттариус».

С 1994 года и по настоящее время Светлана Дружинина работает над новым кинопроектом — 25-серийной историко-приключенческой эпопеей «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII». Идея создания этого фильма пришла к режиссеру еще в процессе работы над «Гардемаринами…». Она решила вновь обратиться к истории XVIII века, который занимал ее душу без малого десять лет. Но если гардемарины были героями вымышленными, то главные герои будущей картины стали лицами историческими: женщины — императрицы, сменявшие друг друга на российском престоле в ХVIII столетии после смерти Петра I. Своим замыслом режиссер увлекла многих известных российских актеров — Наталью Егорову (Екатерина I), Людмилу Зайцеву (Екатерина Иоанновна), Нину Русланову (Анна Иоанновна), Николая Караченцова (Петр I), Сергея Шакурова (Меншиков), Дмитрия Харатьяна (Иван Долгорукий), Алексея Жаркова (Алексей Долгорукий), Владимира Ильина (вице-канцлер Остерман) и многих других. Светлана Дружинина завершает работу над первыми шестью фильмами кинопроекта под названием «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII»: «Завещание императора», «Завещание императрицы», «Я — император», «Падение Голиафа», «Вторая невеста императора», «Смерть юного императора». Премьера первого фильма кинопроекта состоялась в рамках кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге.

Светлана Дружинина нередко выступает как автор и соавтор сценариев своих фильмов. Она написала сценарии к фильмам «Конец недели» (короткометражный, 1972), «Сватовство гусара», «Принцесса цирка», «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII». Совместно с Н. Соротокиной и Ю. Нагибиным была автором сценария трилогии о гардемаринах.

С. С. Дружинина — народная артистка России, заслуженный деятель искусств РСФСР, академик Петровской академии наук и искусства.

Светлана Сергеевна постоянно в работе и не мыслит жизни без кинематографа. «Когда выпадает свободное время, признается она, я с удовольствием навожу порядок в доме, готовлю обед, принимаю гостей — и при этом тоскую по работе.»

Годы занятий в хореографическом училище не пропали даром. Светлана Сергеевна как и прежде стройна, элегантна, а когда в собственной картине необходимо поставить танец, она с этим справляется сама, а порой приглашает своих сокурсников.

С. С. Дружинина любит природу, животных. Дома у нее живет любимица всей семьи — кошка Дуня, голубой сиам, который говорит ей «Ма-ма, а».

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.