Доклад: Брюллов Карл Павлович

Раздел: Биографии
Годы жизни: 12.12.1799 — 1852г.
Исторический живописец, портретист, жанрист. Родился 12 декабря 1799 года в Петербурге в художественной семье: его отец был академиком орнаментальной скульптуры, все братья учились в Академии художеств. Он также поступил в Академию в 1809 году. Брюллов выделялся яркостью своего дарования и ранней зрелостью мастерства. Любимым его учителем был А. И. Иванов. Лучшая работа Брюллова периода обучения — «Нарцисс, любующийся своим отражением в воде» (1819, ГРМ). Получив Большую золотую медаль за программу «Явление трех ангелов у дуба Мамврийского » (1821, ГРМ), молодой художник закончил академический курс и в 1822 году вместе с братом Александром на средства Общества поощрения художников отправился в Италию. Брюллов К.П. Итальянский полденьУвлекаясь памятниками классического прошлого, он создал ряд произведений на мифологические темы («Эрминия у пастухов», 1824 ГТГ, и др.), однако большой интерес проявлял к жанровой живописи, написав несколько полотен, посвященных итальянской жизни, в частности «Итальянское утро» (1824, местонахождение неизвестно), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827, ГРМ). В Италии Брюлловым написаны многие первоклассные портреты — «Автопортрет» (1833, ГРМ), «Портрет А. П. Брюллова» (1833, ГРМ), «Всадница» (1832, ГТГ) и др. Здесь впервые была высоко оценена писавшаяся свыше шести лет картина «Последний день Помпеи» (1833, ГРМ), показанная в Риме и Милане и послужившая причиной избрания художника почетным членом нескольких итальянских академий искусств. В Париже, где картина демонстрировалась с не меньшим успехом, Брюллову была присуждена Золотая медаль.
В 1835 году Брюллов принял участие в экспедиции В. П. Орлова-Давыдова в Грецию и Турцию, во время которой сделал много натурных рисунков и акварелей. Путь из Афин в Константинополь он совершил на бриге «Фемистокл», которым командовал адмирал В. А. Корнилов. «Портрет Корнилова» (1835, ГРМ) — одна из лучших акварелей Брюллова. В декабре 1835 года после двенадцатилетнего отсутствия Брюллов вернулся на родину. Несмотря на стеснительные рамки службы в Академии и необходимость выполнять заказы царского двора, петербургский период творчества художника весьма плодотворен. Успешной работе несомненно благоприятствовали дружеские связи Брюллова с выдающимися людьми эпохи, среди которых в первую очередь надо назвать Пушкина и Глинку. В числе восьмидесяти портретов, написанных в эти годы, — портреты В. А. Перовского (1837, ГТГ), сестер Шишмаревых (1839, ГРМ), Н. В. и Пл. В. Кукольников (1836 и 1837, оба в ГТГ), певицы А. Я. Петровой (1838, ГРМ), «Автопортрет»
Брюллов К.П. Итальянский полдень |
«Последний день Помпеи» |